Обстоятельства трагедии, произошедшей в подмосковной Балашихе, где употреблявшая наркотики пациентка психиатрической больницы Елена Цуцкова убила сына, прокомментировала профессор Вера Никишина, директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета.
«Любое патологическое состояние не является статичным. Его проявления не фиксируются раз и навсегда в момент постановки диагноза – болезнь всегда динамична. Если же человек пытается справиться с расстройством самостоятельно, без помощи специалистов, оно будет лишь усугубляться, а психопатологическая симптоматика – нарастать», – пояснила корреспонденту портала «Милосердие.ru» Вера Никишина.
По ее словам, публикуемая в СМИ информация об обвиняемой свидетельствует о коморбидном, то есть сочетанном психическом расстройстве: «Такое состояние исключало саму возможность того, что она могла воспитывать и ухаживать за ребенком. В подобных случаях трагический исход очевиден, однако здесь он превзошел даже самые тяжелые прогнозы».
Рассчитывать на то, что психопатология разрешится сама собой, особенно при отягчающих обстоятельствах (таких как бесконтрольный прием психофармакологических препаратов и наркотических веществ), – иллюзия, подчеркивает эксперт. Психотический эпизод в такой ситуации неизбежен.
«После постановки диагноза пациентка скрывалась от социальных служб, ее состояние усугублялось и привело к трагедии. И какими бы ни были запоздалые действия по лечению или изоляции, ребенка уже не спасти, – говорит Вера Никишина. – Отдельный вопрос – о качестве жизни этого ребенка рядом с психически нездоровой матерью. Трагедия заключается не только в гибели ребенка, но и в том, какую жизнь он прожил. Если рассматривать это как единичный криминальный случай – это одна история. Но если мы готовы увидеть здесь системную проблему, то смерть мальчика должна стать для общества криком о помощи и серьезным предостережением».
Мать мальчика, чью голову нашли в пруду в Москве, а тело – в квартире в Балашихе, призналась в его убийстве, но мотивы совершенного поступка объяснить не смогла.
