Подведены итоги исследования, проводившегося в рамках ежегодного проекта «Лидеры корпоративной благотворительности».

Эксперты изучили анкеты 47 компаний – участников федерального конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности», а также 39 компаний, подавших заявки на конкурс «Лидеры корпоративной благотворительности. Регионы».

В результате они пришли к следующим выводам.

Во-первых, большинство компаний-респондентов имеют стратегию благотворительной деятельности, которая отражена в их внутренних документах. Впрочем, она не всегда органично вписывается в общую стратегию компании. Расходы на благотворительность растут, причем бюджеты формируются преимущественно на основе фиксированных сумм.

Во-вторых, компании-респонденты предпочитают развивать благотворительность в рамках собственных проектов, которыми может управлять специальный отдел или благотворительный фонд компании. Основные направления деятельности – поддержка образования, социальная работа, развитие местных сообществ.

В-третьих, управление корпоративной благотворительностью становится более профессиональным. Развивается взаимодействие с заинтересованными сторонами на этапах подготовки, осуществления и оценки результатов программ и проектов.

Эта картина не является характерной для российского бизнеса в целом, отмечают авторы исследования. В рамках конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности» анализируются лишь те практики, которые нашли отражение в заполненных респондентами анкетах, поясняют они.

В то же время, выборку нельзя считать необъективной. Компании-респонденты относятся к самым разным отраслям: это горнодобывающая и металлургическая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, фармацевтика, производство электроники, информационные технологии, телекоммуникации, банковская деятельность, консалтинг и т.д.

География благотворительной деятельности тоже достаточно широкая. Но, как правило, она совпадает с территорией присутствия компаний.

Зачем бизнесу благотворительность

В докладе, подготовленном по итогам исследования, благотворительная деятельность компаний представлена по таким параметрам, как стратегия (включая причины, целеполагание, направления, документальное закрепление) и управление (включая организационные формы, взаимодействие с заинтересованными сторонами, подходы к оценке результата, информационную политику).

Авторы исследования, в частности, выяснили, что причины, по которым бизнес занимается благотворительностью, могут быть экономического, морального, «внешнего» и «наследующего» характера.

Экономические причины наиболее популярны, их называют 51% респондентов. Вот, как формулирует их ПАО «СИБУР Холдинг»: «Главная цель организации – построение сильного, конкурентоспособного на мировом рынке и устойчивого бизнеса с уникальными преимуществами и возможностями для обеспечения прибыльного роста.

При этом акционеры и топ-менеджеры СИБУРа осознают, что достижение этой цели напрямую зависит от уровня развития регионов, в которых находятся предприятия компании, и от степени привлекательности этих регионов для сотрудников компании.

Поэтому главной задачей благотворительной деятельности является содействие устойчивому развитию регионов и повышению качества жизни в них, в том числе долгосрочное и системное развитие благоприятной городской среды, в которой людям хочется жить и работать».

Если социальный проект компании не только отвечает запросам общества, но и делает бизнес более успешным, «этого не надо стыдиться», — подчеркнула на церемонии награждения «Лидеров корпоративной благотворительности-2018» Ирина Гущина, PR-директор Yum! Brands (KFC & Pizza Hut).

Социальные проекты компаний должны находиться на пересечении интересов бизнеса и общества. Если социальные проекты не связаны с бизнесом напрямую, то они могут быть закрыты в любой момент, считает она.

На моральную мотивацию ссылаются 38% компаний-респондентов. Она увязывается с корпоративными ценностями, «желанием помочь и поделиться».

«Наследующий» характер причин характерен для дочерних компаний и филиалов, которые занимаются благотворительностью в рамках соответствующих стратегий «материнских» структур.

На внешние причины указывают 11% респондентов: речь идет об ответе бизнеса на ожидания заинтересованных сторон, прежде всего местных сообществ и органов власти.

Интерес к решению социальных проблем снизился

В качестве цели своей благотворительной деятельности большинство участников опроса (85%) назвали повышение устойчивости бизнеса и развитие регионов присутствия. Год назад доля таких ответов была ниже — 58%. Интерес к решению социальных проблем, наоборот, снизился до 61,7% с 94% в прошлом году.

По мнению авторов исследования, это не связано с непониманием компаниями сути благотворительной деятельности. Просто бизнес не желает рассматривать благотворительность в отрыве от собственного развития.

Другие цели корпоративной благотворительности, которые называли участники опроса, — укрепление взаимоотношений с органами власти (27,7%), укрепление взаимоотношений с бизнес-партнерами (23,4%), укрепление репутации на рынке товаров/услуг (23,4%) и т.д.

Особый тренд, обративший на себя внимание экспертов, — компании пытаются привязывать свою социальную деятельность к Целям устойчивого развития ООН, к глобальной повестке.

Наиболее популярными направлениями корпоративной благотворительности являются образование (87% компаний-респондентов), социальная работа (85%), развитие местных сообществ (81%), экология (79%), здравоохранение и спорт (75%).

Бюджет благотворительных программ, как правило, формируется за счет фиксированной суммы на год, так поступают 92% компаний-респондентов. На фиксированный процент от прибыли или выручки ориентируются 17% участников опроса. Дополнительные средства по запросам выделяют 32% компаний.

«Лидеры корпоративной благотворительности» — совместный проект Форума Доноров, газеты «Ведомости» и международной сети аудиторско-консалтинговых фирм PwC. Цель проекта – выявление лучших благотворительных программ компаний и привлечение внимание общества, бизнеса и власти к корпоративной благотворительности в России.
Проект состоит из двух частей: исследования корпоративной благотворительности, результатом которого является рэнкинг компаний, и конкурса благотворительных программ, который ежегодно объявляют партнеры проекта.

В этом году первое место в рэнкинге компаний, продемонстрировавших лучшие практики в благотворительности, поделили ПАО АФК «Система» и СУЭК (АО «Сибирская угольная энергетическая компания»). Второе и третье места заняли, соответственно, «Сахалин Энерджи» и ПАО «Ростелеком».

В ТОП-10 также вошли ОК РУСАЛ, «Металлоинвест», «Газпром нефть», «Эксон Нефтегаз Лимитед», СИБУР, IBM и ОМК.

Компания «Норникель» получила специальный приз Форума Доноров за эффективность управления благотворительными программами.

Названы победители конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности 2018»