Онколог-хирург, член медицинского совета фонда «Не напрасно» и специалист по медицинской коммуникации Максим Котов по просьбе Sektascience разобрал самые частые ситуации на приеме у врача. Публикуем их вместе с его советами, как выстраивать партнерскую модель коммуникации, основанную на равноправии врача и пациента, чтобы получить больше пользы от приема.
Чувствую неловкость во время осмотров. Как разрядить обстановку и снять тревогу?
Чувствовать неловкость и стеснение при осмотре врачом, особенно у гинеколога, маммолога или уролога, – совершенно нормально. Важно помнить, что врачу осмотр необходим только для постановки правильного диагноза и назначения лечения.
Совет пациенту: скажите врачу о том, что вы испытываете эту неловкость, в таком случае это даст возможность врачу отреагировать на ваше смущение и создать доверительные отношения.
Если вы уже сообщили врачу о неловкости, но он это игнорирует – стоит повторить о нарушении границ. Иногда врачи работают на автомате, особенно при большом потоке пациентов, и повторное напоминание может изменить поведение. Если же не изменит – вы вправе отказаться от такого осмотра.
Я не согласен с методом лечения, который предлагает врач. Что делать, чтобы не разрушить отношения?
Лучшее решение – то, что принято совместно врачом и пациентом. Врач – эксперт по медицине, пациент – эксперт по своей жизни.
Совет пациенту: если вы сомневаетесь насчет диагноза или вариантов лечения, – задавайте вопросы. Ваше несогласие может быть основано на недостаточной информации.
Если информации достаточно, но опасения остались, скажите о них врачу. Наиболее эффективно сделать это при помощи навыка принятия: «Я понимаю, что вы хотите мне помочь и предлагаете наилучший вариант. У меня есть опасения относительного данного варианта лечения…». Так вы подчеркиваете, что замечаете желание врача вам помочь, и готовы на конструктивный диалог.

Врач негативно реагирует на мои вопросы, раздражается
Прежде всего важно понять причину. В большинстве случаев врач хочет помочь разобраться в вашей ситуации.
Совет пациенту: попробуйте проявить эмпатию к доктору. Например, сообщить врачу, что заметили, как он разражается и выразить понимание (при этом вы можете быть не согласны с врачом). Скажите, что вам было бы приятно, если бы врач уделил по возможности больше внимания.
Врач невнимателен к моим жалобам или не принимает их всерьез
Совет пациенту: объясните врачу, как ваши симптомы влияют на жизнь. Начните с тех, которые доставляют наибольший дискомфорт и мешают жить. Полезно сказать доктору о том, что вам было бы приятно, если бы он выслушал все ваши жалобы.
Добавьте, что вы понимаете: у врача не всегда есть на это время и силы. Когда пациент понимает и принимает позицию врача – это подкупает и способствует тому, что врач будет более внимательным и вовлеченным.
Врач на приеме не отрывается от экрана монитора и не слушает меня
Врачи стараются максимально все успеть, так как время приема ограничено, а документооборот – огромный.
Совет пациенту: обратите внимание, продолжает ли врач диалог с вами или просто смотрит в монитор и печатает. Скажите доктору, что чувствуете себя неловко и вам бы хотелось, чтобы доктор соблюдал зрительный контакт хотя бы изредка.
Как подготовиться к приему – общие рекомендации
– Определить проблему, которую вы хотите решить с врачом в первую очередь.
– Структурировать имеющиеся на руках медицинские документы (это облегчает врачу сбор анамнеза и экономит время).
– Записать названия и дозировки лекарств, которые вы уже принимаете.
– Подготовить список вопросов, которые вы хотите задать специалисту.
– Продумать рассказ о своем заболевании, чтобы не упустить важные детали на приеме.