Само по себе использование VPN сотрудниками некоммерческих организаций для работы в заблокированных соцсетях или доступа к иностранным сервисам не запрещено законом, говорит Константин Воробьев, юрист в сфере НКО. Но оно не должно быть связано с нарушением других правил, например поиском экстремистских материалов.
Есть официальный список экстремистских материалов, за которым следит Минюст (сейчас их 5473 – это видеоролики, музыка, книги, статьи). Чаще всего там встречается контент, разжигающий религиозную, расовую или этническую вражду, но среди прочего можно найти и песни популярных современных исполнителей (например, Слава КПСС, Замай – «Колумбайн»).
Поскольку реестр открытый, то значит, каждый пользователь может ознакомиться с ним и понять, какие материалы однозначно отнесены к экстремистским.
Другими словами, поиск таких материалов – это поиск заведомо запрещенного контента, что и станет основанием для привлечения к административной ответственности. Речь именно об активном поиске. Случайный переход по ссылке под действие статьи не подпадает.
Важный момент – одним списком экстремистские материалы не ограничиваются, и согласно формулировке закона это любая информация, оправдывающая или побуждающая к насильственным действиям, заявляющая о превосходстве одной нации, расы или религии над другими, а также оправдывающая военные или иные преступления против целых групп людей.
Например, если пользователь неоднократно ищет сведения о радикальных религиозных концепциях, призывающих к «священной войне» или оправдывающих насилие в религиозных целях, такие запросы могут быть квалифицированы как поиск экстремистского контента и повлечь административную ответственность.
Пока непонятно, как это повлияет на работу людей, которые профессионально занимаются исследованием этих вопросов (историков, журналистов, религиоведов).
Контролировать соблюдение нового закона правоохранительные органы смогут как с помощью интернет-провайдеров, так и самостоятельно – при проверке телефонов, компьютерной техники, когда это разрешает закон (например, при их изъятии по решению суда).
При этом штраф для такого нарушения установлен невысокий – от 3000 до 5000 рублей. «Вероятно, интерес правоохранительных органов может заключаться в создании/внедрении механизма контроля за поиском гражданами информации в интернете», – говорит Константин Воробьев.
Однако любое упоминание способов обхода блокировок может содержать высокие риски для организации, предупреждает Воробьев.
Блокировка ресурса
Роскомнадзор вправе заблокировать сайт или аккаунт в социальных сетях, если в нем содержится информация о способах и методах обхода блокировок. Речь идет про инструкции, упоминание или описание конкретных сервисов, приложений, их преимуществ, а также призывы их использовать.
Штраф до 500 000 рублей
С 1 сентября 2025 года предусмотрена административная ответственность за рекламу VPN-сервисов и иных средств обхода блокировок (ст. 13.52 КоАП: нарушение порядка использования на территории РФ программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен).
«Обязательно проверьте весь старый контент – это повод удалить даже нейтральные материалы об обходе блокировок, и строго учитывайте эти ограничения в будущих коммуникациях», – советует юрист в сфере НКО.