Проект доклада о результатах анализа системы общего и дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представил Институт коррекционной педагогики (ИКП) на конференции в Научно-технологическом университете «Сириус» 18 июня. Документ готовится по поручению президента, отданному по итогам встречи с правозащитниками в декабре 2024 г.
Проект и заявления, прозвучавшие в ходе его обсуждения, вызвали острую реакцию в сообществе родителей детей-инвалидов и профильных НКО. По словам их представителей, речь идет об угрозе для основных достижений в области обучения детей с особыми потребностями.
«Докладом предлагается лишить родителей права выбора формы образования и образовательной организации для собственного ребенка, и предать решение судеб детей в руки специалистов, без учета мнения их законных представителей», – говорится в обращении в федеральные органы власти, под которым начался сбор подписей.
Представители родительских и некоммерческих организаций уверены, что речь идет фактически о возврате лишь к специальному образованию для детей с ОВЗ и возможности безальтернативного направления детей в спецучреждения. В докладе ИКП дискредитируется инклюзивное образование, отрицается его успешный международный опыт и данные статистики, считают они.
Родители и эксперты опасаются, что собранные в докладе предложения ведут к ограничению деятельности НКО и родительских организаций, и к монополизации экспертизы в области обучения детей с ОВЗ под контролем ИКП. Между тем, именно этот институт, как ведущее научное учреждение в коррекционном образовании, несет свою значительную долю ответственности за нынешние проблемы, считают авторы петиции.
«Мы не можем молчать, когда наших детей снова хотят объявить «необучаемыми», нас, родителей, хотят лишить права решать, что лучше для наших детей, а труд тысяч специалистов, создававших систему инклюзии, хотят перечеркнуть одним росчерком пера», – подчеркивают они.
Среди предложений родителей и НКО – независимая экспертиза спорного документа с участием всех заинтересованных сторон; независимое исследование эффективности разных моделей обучения детей с ОВЗ с учетом их последующего жизнеустройства; нормативное закрепление важнейших понятий в сфере обучения детей с ОВЗ; разработка Национальной стратегии инклюзивного образования с широким общественным обсуждением; подготовка для работы с детьми с ОВЗ руководителей и сотрудников образовательных учреждений; разработка единого для всех регионов подхода к созданию в обычных школах условий для детей с ОВЗ.
Родители и эксперты требуют «обеспечить участие родительского сообщества в принятии решений в сфере государственной политики и практических решений в сфере образования детей с ОВЗ и инвалидностью; сохранить все имеющиеся законодательные решения на право выбора родителем/законным представителем образовательного маршрута для собственного ребенка; обеспечить развитие и поддержку участия НКО в развитии системы образования детей с ОВЗ и инвалидностью».
В распоряжении «Милосердия.ru» есть текст проекта спорного доклада, с ним можно ознакомиться по ссылке. В Институте коррекционной педагогики корреспонденту портала пояснили, что речь идет о рабочей версии, которая не является итоговой, будет дополняться, и делать на ее основании какие-то выводы преждевременно. Мы попросили прокомментировать ситуацию с докладом и претензиями к нему представителей ИКП, родительского сообщества и НКО, их комментарии будут вскоре опубликованы.