Пользователи соцсетей раскритиковали новую систему навигации в московском метро. Опасения некоторых москвичей были связаны, в частности, с тем, что новые указатели могут оказаться непонятными для людей с ментальными нарушениями, детей, пожилых, а также инвалидов по зрению.

«Пиктограммы, схемы, картинки, а не текст»

«С одной стороны, можно понять тех людей, которые говорят, что новая навигация не очень удобна. Перемены всем трудно даются — и обычным людям, и людям с интеллектуальными трудностями, — отметила в интервью «Милосердию.ru» Елизавета Сладкова, специальный педагог (дефектолог) и методист Благотворительного фонда «Даунсайд-ап». — С другой стороны, существуют общие требования к любой навигации, которая помогала бы людям с ментальными нарушениями ориентироваться в социальном пространстве.

Очень важно, чтобы эта навигация была максимально наглядной, чтобы в ней по возможности использовались пиктограммы, схемы, картинки, цвета, а не текст. Форма должна быть простой и лаконичной.

Старая система навигации, при которой перечислялись все станции метрополитена, на самом деле не учитывала эти правила. Если человек с ментальными нарушениями не читает, а таких ребят много, но при этом ездит в метро, прежняя система ему не очень помогала. Ему помогал только личный опыт: то, как он научился ориентироваться, обращаться за помощью.

Я знаю лично одного молодого человека с довольно серьезными интеллектуальными нарушениями, который совсем не читает, с трудом ориентируется, но при этом пользуется метро, перемещается по всему городу и находит то, что ему нужно. Он обращается к людям за помощью.
Получается, тут скорее не вопрос навигации, а вопрос подготовленности человека к самостоятельной жизни».

«Новая навигация более схематична, в ней используется цвет, — добавила эксперт. — Конечно, если человеку придется заново учиться, чтобы привыкнуть к ней, — это сложно. Но те ребята с ментальными нарушениями, которые будут учиться в ней ориентироваться с нуля, думаю, вполне освоят эту систему. В любом случае обсуждение этого вопроса – как сделать навигацию более наглядной и доступной для людей с ментальными нарушениями – очень полезно».

«Информационные таблички и раньше были недоступны для слабовидящих, и сейчас»

«В метро проводится большая работа по оформлению станций тактильной разметкой. Наверное, информационными табличками тоже, хотя мне, как незрячему человеку, сложно их оценить, — отметил в комментарии для «Милосердия.ru» Александр Пивень, начальник консультативно-аналитического отдела Культурно-спортивного реабилитационного комплекса Всероссийского общества слепых, технический эксперт по безбарьерной среде добровольной системы сертификации «Рубикон». — Что касается тактильной разметки, то ГОСТ по ней пока еще находится в стадии обсуждения, он будет принят в ближайшее время.

Считаю, что целесообразно было бы все-таки советоваться с экспертами Всероссийского общества слепых, как правильно выполнять работы по организации тактильной разметки и размещению другой информации в доступном для людей с проблемами зрения виде.

На платформе вообще нет никакой возможности сориентироваться незрячему человеку. На станциях, где нет колонн, или они расположены в центре, пройти сквозь платформу невозможно. Хотя европейский опыт по этому поводу есть. Например, в Германии направляющую линию делают посреди платформы, или смещают ее от центра платформы, в зависимости от ситуации. На эту направляющую линию можно поставить трость и спокойно по ней ориентироваться.

В московском метро единственным ориентиром для незрячих людей являются шуц-линии (выпуклые элементы тактильной навигации, их размещают вдоль всей платформы на расстоянии 0,5 метра от края). Но мы не рекомендуем незрячим ходить по шуц-линиям, потому что на платформе стоят другие пассажиры, ожидающие поезд. Идти с той стороны, где поезд, небезопасно, а с той стороны, где платформа, пройти часто невозможно, потому что линия проходит впритык к колоннам».

«Информационные таблички на станциях метро и раньше были недоступны для слабовидящих, потому что они высоко, далеко и шрифт на них мелкий, и сейчас недоступны», — добавил эксперт.

Исследования не проводились

«Сказать определенно, что раньше навигация в метро была лучше, чем сейчас, нельзя. Для таких утверждений нужно проводить исследования, набирать референтную группу, сравнивать. Среди знакомых мне слабовидящих и незрячих людей единого мнения нет, — отметила в комментарии для «Милосердия.ru» Мария Щербакова, руководитель отдела реабилитации Института «Реакомп» (научное учреждение Всероссийского общества слепых).

— Мы сотрудничаем с Московским метрополитеном по поводу сопровождения, по поводу шуц-линий, а по поводу информационных табло нас не привлекали. Нас часто просят оценить, насколько удобно сопровождение инвалидов по зрению в метро, все ли им нравится. Мы находимся в постоянном контакте с Центром обеспечения мобильности пассажиров».

«Указатели в подземке меняют с учетом пожеланий горожан»

Новые информационные таблички появились в метро более года назад. Москвичи и тогда выражали свое недоумение по поводу нововведений.

В первую очередь вызывала вопросы система ориентиров по сторонам света, принятая в лондонском метро. Зачем это делалось, объяснял в интервью «КП» Михаил Квривишвили, ведущий дизайнер и партнер компании Wayfinding.pro, консультант компании City ID, разработчика единой системы навигации Москвы: «Линии метро с каждым годом становятся длиннее, строятся новые станции. Это значит, что верхние указатели могут разрастись до неконтролируемых размеров».

В 2018 году в московском метро обновили таблички с указанием названий станций и графиком их работы. «Обновленные таблички с названиями станций и режимом их работы — часть современной системы навигации, элементы которой постепенно заменяют старые указатели и схемы в московском метро, — сообщил заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

— Они разработаны таким образом, чтобы помочь пассажирам с легкостью ориентироваться на станциях, определять верный маршрут, без труда находить нужные выходы в разветвленных подуличных переходах. На станциях столичного метрополитена уже разместили более 60 тысяч новых элементов навигации».

«Указатели в подземке меняют с учетом пожеланий горожан», — говорилось на официальном портале мэра столицы в августе 2018 года.

 

Разрыв доступности