Эксперт: Что сделал бы хозяин кафе, если бы у него родился ребенок с аутизмом?

Елена Багарадникова, исполнительный директор общественной организации для родителей детей-аутистов «Контакт», журналист и мама девятилетнего Тимура, ребенка с диагнозом «аутизм», в разговоре с корреспондентом портала «Милосердие.ru» предложила обучать всех полицейских работе и общению с людьми с особенностями. Поводом для предложения послужил инцидент с изгнанием Оксаны, 27-летней сестры модели Натальи Водяновой, из летнего кафе в Нижнем Новгороде.

«Ситуация, которая произошла с Оксаной, к сожалению, для нашей страны пока очень характерная, — констатировала Елена Багарадникова. — Общество в целом не умеет и не знает, как реагировать на людей с инвалидностью. Долгое время все делали вид, что у нас кругом только здоровые люди, а любых людей с инвалидностью стыдились и прятали — вспомним хоть историю, как инвалидов после войны отвезли на Валаам.
Градус раздраженности в обществе и так очень высок, терпение, внимание и понимание — в дефиците. И как только человек какой-то не такой как все, всё пропало: люди начинают бояться, они не понимают, не знают, что делать и как реагировать. А страх толкает человека на самые необдуманные и дурные поступки».

Мама ребенка с аутизмом отметила, что учиться понимать и принимать людей с инвалидностью важно для душевного здоровья всего общества. Уже сейчас, если посмотреть вокруг, можно увидеть, что «других» детей и взрослых родители стали меньше прятать, что процесс построения инклюзии — потихонечку, со скрипом, иногда с профанациями, но — идет.

«Инклюзия ведь не начинается со школы, с которой она все-таки ассоциируется у большинства, она касается всех сфер социальной жизни, будь то поход в кино или кафе, прогулка по улице, занятия в кружках или поездка в общественном транспорте», — это, с точки зрения Елены Багарадниковой, важно помнить всем и всегда.

По мнению эксперта, чем больше люди получают правильной, грамотной информации о нарушениях развития и о том, что любой человек — прежде всего человек, тем спокойнее и дружелюбнее они будут реагировать на детей и взрослых с особенностями развития.

«И здесь огромную роль могли бы сыграть средства массовой информации. А то чаще всего мы рассказываем об успехах и достижениях наших детей друг другу — таким же родителям особенных детей. Даже с практической точки зрения это важно: от рождения ребенка с особенностями никто не застрахован. И если четверо, предположим, родились здоровыми, пятый может быть с аутизмом, синдромом Дауна или, например, с ДЦП — сейчас до 30% детей рождается теми или иными нарушениями.

Думали ли те, кто прогонял Оксану из кафе и тащил ее маму писать объяснительные в полицию, о том, что такой ребенок может родиться и в их семье? Боюсь представить, что они сделали бы в таком случае», — отметила Елена Багарадникова, предположив, что никто из сотрудников кафе и охранников и понятия не имел ни о каких расстройствах аутистического спектра.

«И если для уличной забегаловки (кафе ее у меня язык не поворачивается назвать) такое невежество еще как-то допустимо, то для сотрудников полиции это уже позор и непрофессионализм. Стыдно жить в XXI веке и быть настолько диким, — считает Елена. — Было бы отлично обучать полицейских, как себя вести в ситуациях с особыми детьми и взрослыми (это должно быть обязательной частью обучения)».

Оксане очень повезло: у нее чудесная семья, ее любят, ей занимаются, за нее заступаются. Но, отметила Елена Багарадникова, любого человека задевает несправедливость или банальное хамство, «а родители детей с особенностями развития особенно ранимы, и их «болячки» не успевают заживать: каждый день им встречаются ситуации, в которых люди смотрят на ребенка как минимум с неодобрением или с возмущением, дают бестактные советы по воспитанию, или требуют увести ребенка. Не хотелось бы, чтобы каждый был один на один с проблемами, с горестями, с хамством».

Плюс, который можно найти в ситуации с Оксаной, по мнению Елены Багарадниковой, один, но большой — широкая огласка.

«Здесь дело не только в волне праведного гнева, и в море любви и поддержки, которыми Оксану, Наташу и ее маму окружат все, кто не равнодушен к таким детям, а в том, что о детях с особенностями сейчас услышат в правильной тональности многие и многие взрослые. Многие и многие — задумаются, что они могли бы или должны были бы сделать для изменения ситуации. Всё может еще чуть-чуть измениться к лучшему, если будет соответствующее судебное решение. Это позволило бы создать нормальный законный прецедент, их нам тоже очень не хватает», — отмечает представитель сообщества родителей детей-инвалидов.

Елена Багарадникова также отмечает, что очень хотелось бы не упустить нынешнее поколение детей: они могут вырасти совсем другими, чуткими к чужой беде и понимающими — ведь настоящая инклюзия этому способствует.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?