Всего в 2024 году частные лица направили на благотворительность 110-136 миллиардов рублей. Около 34% – от владельцев крупных капиталов (от 60 миллионов рублей на банковских счетах и в инвестиционных инструментах). Таковы результаты исследования «Благотворительная индустрия в России и роль крупных филантропов в ней 2025», проведенного Frank RG и Sber Private. 67% респондентов среди крупных филантропов — молодые люди до 35 лет (всего в интервью приняли участие 56 владельцев крупных капиталов).
К крупным пожертвованиям авторы отнесли суммы от 300 тысяч рублей. Такими были 45% поступлений в исследуемые некоммерческие организации. Для 12 НКО эти зачисления составили треть от общего объема сборов. Всего за год владельцы крупных капиталов потратили на благотворительность 41 миллиард рублей, это 0,17% от общего объема их капиталов. Средний размер пожертвования от крупных филантропов — 1 215 000 рублей.
Крупными капиталами в России владеют 66 тысяч человек, 44 тысяч из них вовлечены в благотворительность. Кроме того, часть средств компаний и частных лиц в рамках благотворительности направляется в фонды целевого капитала, объем которых на конец прошлого года составлял 156 миллиардов рублей. Около 60% целевого капитала составили активы фонда Потанина.
На что жертвуют крупные филантропы
«Образование и наука – те категории, которые чаще выбирает ряд наиболее состоятельных филантропов. Большая часть целевых капиталов, сформированных НКО, создана в этих направлениях. Поддержка этих тем для крупных филантропов скорее носит характер социальных инвестиций, от которых ожидается мультипликативный эффект и для экономики, и для благополучия общества в целом», – говорится в исследовании.
Исследователи напомнили, что в 2022 году самыми важными для состоятельных филантропов темами были медицина и здравоохранение, а также экология и животные. С тех пор появились новые направления — помощь участникам СВО и пострадавшим от боевых конфликтов. На эти направления часто жертвуют доноры, ранее не участвовавшие в благотворительности. Также в исследовании говорится, что крупные благотворители чаще, чем в 2022 году выбирают сложные темы: социальная уязвимость, сиротство, помощь взрослым с тяжелыми заболеваниями.
Автоплатежи или адресная помощь
Крупные филантропы указали, что для них важны удобные и автоматизированные способы участия в благотворительности. Молодое поколение предпочитает QR-коды, автоплатежи, округления. Также в приоритете – прямая помощь благополучателю, перевод по реквизитам или через форму на сайте. А вот платежи через смс уходят на второй план. 16 из 37 молодых филантропов отметили, что участвуют в благотворительности, выбирая товары и услуги, выручка от которых идет на добрые дела.
85% крупных филантропов перечисляют деньги в фонды и адресно нуждающимся. «Только адресная помощь. Ты четко понимаешь, что есть проблема и что она решена. В ряде случаев какая-то коллективная история не мотивирует тебя на достижение финальной цели: ты отдал копеечку, а эта копеечка может быть 1% или 95%, но цель все еще не достигнута», – поделился один из респондентов. Кроме того, 33% респондентов из сегмента стараются жертвовать на долгосрочное, а не временное решение проблемы.
66% крупных жертвователей передают на благотворительность вещи и товары, 37% оказывают услуги и выполняют работы, 32% участвуют в акциях и мероприятиях.
Хочется вдохновения, радости и крыльев
67% богатых благотворителей предпочитают оставаться непубличными. Большую их часть мотивирует желание изменить мир к лучшему, либо помочь конкретному человеку или организации. 36% уверены, что добро обязательно вернется. 24% следуют примеру людей из своего окружения, 9% жертвуют по религиозным соображениям.
«Крупные филантропы хотят чувствовать причастность к важному делу. Им важно понимать, на что конкретно направлена их финансовая помощь, важно видеть историю успеха, а не бесконечную боль. Всем хватает своих проблем, у успешных людей они тоже есть, от участия в благотворительности им хочется вдохновения, радости и крыльев», – поделился представитель одного из НКО.
Отмечается, что в целом благотворителей среди частных лиц стало больше. Те, кто благотворит чаще, чем раз в год, стали активнее. Однако среднегодовой размер благотворительных трат частного лица снизился с 2,8 тысяч рублей в 2023 году до 2,5 тысяч рублей в 2024 году. На этом фоне растет значимость крупных филантропов, но сыграть свою роль может любая сумма. В среднем филантропы разных уровней достатка в 2025 году направляют на благотворительность от 2% до 7% своего годового дохода.
