С 1 сентября этого года банки при выдаче наличных через банкоматы будут проверять, не попал ли клиент под влияние мошенников. Для этого Центробанк подготовил перечень признаков подозрительных операций, которыми будут руководствоваться кредитные организации.
К критериям возможного мошенничества относятся:
– необычное поведение при снятии денег: нетипичное время, сумма, место банкомата или необычный способ запроса (например, по QR-коду или виртуальной карте вместо обычной карты);
– изменения в телефонной активности клиента за последние шесть часов – резкий рост звонков или сообщений с новых номеров, включая мессенджеры.
Также подозрительным будет снятие денег в течение суток после оформления кредита или увеличения лимита, перевод свыше 200 тысяч рублей через СБП со своего счета в другом банке или досрочное закрытие вклада на такую же сумму.
Другие признаки мошенничества:
– смена номера телефона для входа в интернет-банк;
– данные от операторов о смене характеристик телефона клиента или наличие вредоносных программ на устройстве;
– пять и более отказов в выдаче наличных за день (из-за превышения лимита или неправильного ввода ПИН-кода).
Всего выделено девять признаков. При обнаружении хотя бы одного из них банк сразу предупредит клиента через СМС или пуш-уведомление и введёт временный лимит – снятие через банкомат не более 50 тысяч рублей в сутки, ограничение будет действовать 48 часов. Больше сумму можно будет получить только в отделении банка.
С сентября начнут действовать перечисленные восемь критериев, а с 1 марта 2026 года добавится еще один: совпадение сведений о клиенте или его электронном средстве платежа с данными из госинформсистемы (ГИС) противодействия кибермошенничеству.