Общественная кампания в защиту журналиста Ивана Голунова должна привести к уменьшению числа фальсифицированных уголовных дел, связанных с подобными обстоятельствами, уверен адвокат Павел Пешиков. В настоящее время его подзащитным является врач-нарколог Николай Каклюгин, осенью 2018 г. арестованный по обвинению в приготовлению к сбыту наркотиков, как убеждены его коллеги и защита — в результате спланированной провокации.
«Нужно, чтобы знали, что если кому-то подбрасывают наркотики — руки никто не опускает, что будут добиваться истины. И наказания для виновных, для тех, кто подбрасывает наркотики — потому что такие действия и есть сбыт», — подчеркнул юрист.
По его словам, дело Голунова практически копирует историю, произошедшую с его подзащитным — с той разницей, что у журналиста проводился обыск и в квартире, после которого было заявлено, что там также обнаружены наркотики и весы для их расфасовки.
Подобные дела очень легко сфабриковать, фактически это единственный во многих случаях способ расправы недобросовестных полицейских с тем, на кого поступил «заказ», отметил Павел Пешиков.
«Повесить» на человека изнасилование, убийство, кражу — тяжело. Подбросить наркотики — элементарно. Подбрасывают большой вес расфасованных наркотиков. Предъявляют либо хранение, либо покушение на сбыт. Причем доказательством покушения на сбыт там, где не проводились конкретные оперативно-розыскные мероприятия, считают фасовку наркотиков — хотя я убежден, что этого не достаточно», — пояснил он порталу Милосердие.ru.
— Можно ли защититься от такой провокации? Что может помочь тому, кто стал ее жертвой?
— Как защититься, если в этом заинтересованы правоохранительные органы? Если это случилось — нужно отказываться от проведения любых следственных действий до появления адвоката. И незамедлительно связаться с родственниками, чтобы это был адвокат по соглашению, а не назначенный.
— Известны ли случаи, когда обвиняемых по таким делам удавалось оправдать?
— Такое случалось. Но процент оправдательных приговоров — очень маленький. Чаще бывает, что люди, которым подбросили наркотики, признаются в их хранении, чтобы переквалифицировать обвинение, и получить наименьшее наказание (не за сбыт наркотиков — ред.). В наше время, в наших условиях оправдание тех, кто уже арестован, находится под стражей — почти нереально.