Часы Судного дня перевели на 4 секунды вперед, теперь на циферблате 85 секунд до полуночи. Так близко к критической отметке стрелки еще не были. Полночь символически обозначает глобальную угрозу – ядерный конфликт, экологическую катастрофу и т.д. Иерей Святослав Шевченко, общаясь с корреспондентом портала «Милосердие.ру», напомнил, как не бояться «конца света»:
«Часы Судного дня – это символический индикатор, созданный учеными для профилактики ядерной катастрофы. Стоит ли нам, современным христианам, этого бояться? Есть замечательный святоотеческий совет, который кратко можно сформулировать так: не нужно переживать о том, что ты не в силах изменить. Войны, экономические кризисы, эпидемии. А что лично я могу? Спаситель предупреждал, что Судный день наступит по причине остывания любви в людях (Мф. 24, 12). Могу, по совету апостола, не угашать внутри пламень духа, чтобы подогревать в сердце любовь к ближнему. Могу дать этому миру немного своего тепла для того, чтобы самую тонкую стрелку настоящих Часов отщелкнуть хоть на долю секунды назад».
Часы Судного дня появились в 1947 году, проект учредила редакция американского журнала «Бюллетень ученых-атомщиков». Соучредителем и главным редактором этого издания был американский физик российского происхождения Евгений (Юджин) Рабинович. В разные годы в журнале публиковались такие известные ученые, как Макс Борн, Роберт Оппенгеймер, Бертран Рассел. Художница Мартил Лангсдорф, супруга физика Александра Ландсгорфа, слушая страстные споры ученых, придумала образ часов для напоминания людям о нехватке времени, необходимого для того, чтобы взять под контроль ядерное оружие. Мартил и была первой, кто установил стрелки на отметке 23.53. Решения о переводе стрелок принимал Евгений Рабинович, один из лидеров движения за разоружение. В 1973 году, когда он умер, право перешло к редколлегии. С 2008 года этим занимается Совет по науке и безопасности журнала. С 2015 года акция стала ежегодной, но иногда стрелки оставляют в прежнем положении.
С 1949 года положение стрелок менялось 26 раз. Кстати, во время Карибского кризиса часы «стояли», хотя мир, казалось, был в шаге от ядерной войны. Просто конфликт разрешился за 13 дней, в октябре 1962 года. Так как стрелки переводят в январе, то изменять показатели не стали.
Члены Совета по науке и безопасности «Бюллетеня ученых-атомщиков отмечают, что Часы Судного дня – не инструмент для прогнозирования. Эксперты изучают актуальные события и тенденции, исследуют поведение лидеров стран. Это лишь напоминание, что правители должны принимать меры для снижения риска ядерных угроз.
