Выставка откроется 5 августа в центральном Парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве (левая косая аллея). Ее организатор — фонд Владимира Смирнова.
На выставке будут сопоставлены работы наивных художников, уже получивших признание, чьи работы вошли в знаменитую коллекцию Богемской-Турчина, и работы художников-резидентов арт-студии благотворительной организации «Перспективы».
В чем смысл такого сопоставления? Прежде всего, в том, чтобы наглядно доказать, что творчество — это дорога равных возможностей, когда слабость оборачивается силой, а личные особенности восприятия мира подчеркивают уникальность работ, когда отсутствие профессионального образования дает импульс к творческой свободе.
Выставка включает 10 пар репродукций работ наивных художников и художников, живущих в психоневрологическом интернате № 3 в Петергофе и занимающихся в арт-студии «Перспективы». Эти работы будут размещены на десяти стендах. Каждая пара позволяет сопоставить работу наивного художника, уже получившего мировое признание, и художника, пока неизвестного широкой публике.
Цель выставки — показать, как искусство позволяет людям с особенностями развития интегрироваться в современное общество, реализуя гуманистический принцип развития на равных возможностях.
Портреты, пейзажи, сцены из повседневной жизни, созданные людьми, не имеющими профессионального художественного образования, причисляют к наивному искусству (изначально оно обозначалось как «примитивное») и искусству аутсайдеров (от англ. outsider – посторонний). Термин «художники-аутсайдеры», введенный историком искусств Роджером Кардиналом «для того, чтобы сделать это искусство «видимым», одновременно стал линией разделения между «нами» и «ими». Но искусство всегда – о «нас», – справедливо считает Джеймс Бретт, куратор лондонского «Музея всего».