9-летний москвич Вася Корда не говорит – у него ДЦП, спастический тетрапарез. Но общаться можно не только словами.

Специалист по альтернативной коммуникации учит мальчика другим способам общения. Один из таких способов – карточки PECS, которые активно используются в Развивающем центре для детей с ДЦП «Елизаветинский сад» при Марфо-Мариинской обители. Вася осваивает методы альтернативной коммуникации.

— Вася у нас неходячий – колясочник. — объясняет его мама, Нина Вахтанговна. – И неговорящий. Но несмотря на это, он очень общительный ребенок. У Васи много друзей. Детям, которые хотят с ним общаться, я советую задавать вопросы, говорю: «Подойди к нему и спроси». Если Вася говорит «да», то он либо кивает головой, либо подпрыгивает. Это сын свой
восторг так выражает. Если «нет», то он качает головой, что «нет, не то».

Часто такое общение напоминает разгадывание ребуса. Приходится задавать много наводящих вопросов. Иногда это бывает очень увлекательно, детям нравится играть в «Угадайку». И когда они угадывают тему, у Васи бывает такой восторг! Он поднимает руки вверх, кричит и радуется, что «наконец-то вы догадались, о чем я хотел вам сказать».

Васина мама говорит, что раньше в «Угадайку» приходилось играть и ей самой. А теперь, когда в саду появились карточки PECS, общение с сыном пошло гораздо легче.

— Мы и дома обзавелись комплектом таких карточек, — рассказывает Нина Вахтанговна. – Принцип там простой. Карточки крепятся в папке на липучку. Допустим, собирается предложение: «Меня зовут Вася». И всевозможные действия там есть, глаголы. Например, «я хочу», «я не хочу», «спать, есть, в туалет, пить…» Ну такие элементарные вещи. И Вася
показывает, например, на карточку «Я хочу», следующая карточка, например, «пойти гулять». В общем, эти карточки упрощают задачу понимания неговорящего ребенка. Чтобы не играть в «Угадайку», хотя это тоже увлекательная игра (если есть время), мы используем эти карточки. Благодаря им, кстати, сына очень хорошо понимают все, кто с ним общается.

Рассказывая о Васе, его мама в первую очередь делает упор на сохранный интеллект своего сына.

— Вася у нас очень умный ребенок – все воспитатели это отмечают, — говорит Нина Вахтанговна. – Он очень любознательный, интересуется техникой, компьютерами…

Может, именно поэтому Васе первому предложили ознакомиться с новой технологией альтернативной коммуникации – ай-трекингом.

— Программа ай-трекер закачивается либо в планшет, либо в компьютер, — объясняет мама Васи. — Когда ее привезли в медцентр Марфо-Мариинской обители, сына позвали как одного из самых смышленых любителей техники, наверное. Предложили протестировать новую программу. Работает это так: ребенок садится напротив монитора, фиксирует свой взгляд на экране, и дальше может управлять взглядом. То есть он смотрит, отвечает на вопросы… Причем можно записать звук. Скажем, «меня зовут Вася», «я хочу есть» и т.д. Ребенок смотрит на эти слова и компьютер за него их произносит. Это просто волшебная штука!

Занятия по альтернативной коммуникации проходят в форме игры, но на самом деле все это очень серьезно. Сотрудники Елизаветинского сада говорят, что со временем такие методики позволят развить речь Васи, улучшат его познавательную активность. У мальчика вырастет личная мотивация к дальнейшему продвижению. Он сможет общаться со знакомыми и незнакомыми людьми, выражать свои требования и пожелания. К примеру, самостоятельно купить то, что ему понадобится, в магазине. Реально сможет донести до людей свои мысли и желания. Все это имеет чисто практическое значение в будущей жизни Васи.

Специалист, владеющий методиками альтернативной коммуникации, работает в Елизаветинском саду штатно. Его месячная зарплата — 41 460 рублей (включая все отчисления). Если умножить эту сумму на 7 месяцев, получится 290 220 рублей. Не так много, если учесть, что этот сотрудник поможет наладить общение с миром не только Васе, но и другим детям с
ДЦП, посещающим Елизаветинский сад.

Опубликовано 23.08.2018 года