Чтобы ребенок не попал под машину, переходить на зеленый недостаточно

Эксперты «Фонда против ДТП» рассказали о простых, но не очевидных способах снизить риск стать жертвами ДТП для детей разного возраста – от младенца, которого везут в коляске, до подростка, самостоятельно передвигающегося по городу

Савве было два года, когда они с мамой и младшим братом отправились забирать из школы сестру. Они еще были во дворе, когда внезапно одна машина стала сдавать задним ходом. Мальчик оказался под колесами автомобиля. Мама начала кричать, бить по машине. Растерявшийся водитель переключил передачу и проехал вперед, еще раз наехав на ребенка. Савва выжил чудом.

Весной 2016 года дедушка вел маленького Илью из детского сада. Они, как обычно, крепко держались за руки и при переходе дороги убедились, что все машины притормозили. Но, как часто бывает, водитель машины в крайнем левом ряду решил «проскочить». Илью задело боковым зеркалом, вырвало из рук деда и отбросило на несколько метров в сторону. От последствий тяжелой черепно-мозговой травмы мальчик лечится до сих пор.

В «Фонде Против ДТП» сталкиваются с десятками таких историй. Согласно статистике, количество пострадавших в ДТП детей исчисляется тысячами (только с участием детей-пешеходов в 2021 году произошло 6588 аварий). Две трети ДТП произошло по вине водителей, но оставшаяся треть – по собственной неосторожности детей, причем тяжесть последствий в этом случае в среднем выше.

Получается, что родители должны научить детей не только строго соблюдать правила дорожного движения, но и предугадывать ошибки водителей. Ключевых факторов безопасности три: оценивать дорожную ситуацию глазами водителя, быть как можно более заметным на дороге, всегда быть начеку.

Как это реализовать – зависит от возраста ребенка.

Малыш в коляске: как перейти с ним дорогу?

Интернет пестрит самыми разными советами для мам. Часть из них откровенно абсурдна: например, когда при переходе дороги предлагают вынуть ребенка из коляски и держать его на руках, одновременно толкая перед собой коляску. Каждый, кто имел дело с младенцами, подтвердит: повторить это нереально.
Но если взрослый просто катит коляску далеко перед собой, как по тротуару, водители часто не видят ее из-за припаркованных машин, сугробов, других пешеходов или из-за того, что коляска находится ниже линии обзора.

Эксперт «Фонда против ДТП» Ольга Дементьева предлагает при переходе дороги находиться сбоку от коляски со стороны машин – это достаточно удобно для пешехода и водителей.

Также важно сделать коляску максимально заметной – выбрать яркую расцветку или прикрепить на «детский транспорт» световозвращающие элементы (какие лучше выбрать, расскажем ниже). И, конечно, во время перехода проезжей части нужно стараться не отвлекаться ни на телефон, ни на плач ребенка.

Зеленый свет и рука взрослого не равно безопасность

Часто бывает так, что детская ладошка на переходе выскальзывает из руки взрослого, и ребенок выбегает под колеса. Решение – брать малыша за запястье, это гораздо более надежный захват. Если детей двое или трое, то надо переходить всем сразу, не растягиваться поперек дороги. В идеале группу детей лучше вести в специальных световозвращающих жилетках и с несколькими сопровождающими взрослыми – открывающим и замыкающим цепочку.

Эксперты советуют не стоять у самого края проезжей части в ожидании, пока загорится зеленый свет, и приучить ребенка к тому, что желтый сигнал – строго запрещающий, а не «почти можно идти».

Время ожидания вполне можно провести с пользой: повторить правила перехода проезжей части, обратить внимание на тех водителей и пешеходов, которые их нарушают.

Переходя дорогу на зеленый свет, все равно надо убедиться в том, что водители пешеходов видят и пропускают. Приходится следить и за теми, кто пытается проскочить.

Не стоит обходить общественный транспорт ни сзади, ни спереди. Когда транспорт стоит на остановке, лучше подождать, когда он уедет, – обзор дороги должен быть достаточным для безопасного движения.

Сложно сказать, что опаснее: пустая хорошо просматриваемая дорога, где машины едут на большой скорости, или запруженная транспортом, толкущемся в вялой пробке. На пустой дороге можно легко не рассчитать скорость приближающейся машины.

До сих пор есть любители перебежать «пустые» МКАД и КАД, автобаны, сокрушается эксперт, – результат обычно нежизнеспособный.

Дворы, заставленные машинами, очень коварны из-за мнимого ощущения безопасности. Рассказанная выше история маленького Саввы это подтверждает.

Не быть на дороге невидимкой

Темная одежда – это практично, но она делает нас и наших детей невидимками на дороге. К счастью, большая часть одежды для малышей сейчас оснащена световозвращающими элементами. А недавно вошли в моду куртки, почти полностью сшитые из световозвращающей ткани.

Носите световозвращающие жилеты, обвязки, браслеты. Такие элементы лучше брелоков тем, что видны с разных сторон.

Качественные световозвращающие элементы имеют сертификат CE (Conformité Européenne) и отражают максимум света. Лучше всего круговые, как кольцо на рукаве или ноге, – их видно со всех сторон. Размещать такие элементы предпочтительно на высоте 1 метра от земли, именно туда лучше всего попадает свет фар. Поэтому малышу 3-4 лет хорошо крепить такой элемент на капюшон, а длинноногому подростку – по низу куртки.

Самыми эффективными цветами световозвращающих элементов считаются белый, серебристый, лимонный. Другие варианты работают хуже. Схему нанесения их на одежду можно посмотреть здесь и здесь.

Вместе с детьми можно провести интересный эксперимент: разместить световозвращающие наклейки в темной комнате и дать задание найти их с помощью фонарика.

Велосипеды и самокаты – страх любого добропорядочного водителя

Покупая ребенку самокат или велосипед, прочитайте правила дорожного движения для велосипедистов, советует Ольга Дементьева. В них есть градация велосипедистов по возрастам и требования к их передвижению.

Пересекать дорогу по пешеходному переходу на велосипеде, говорят правила, строго запрещено – велик риск не рассчитать время, не успеть проскочить перед автомобилем, наехать на других пешеходов. Как внушить это детям? Только личным примером.

Конечно, велосипед должен быть исправным и подходить ребенку по размеру. У фонда была подопечная, велосипед которой был слишком велик, – в результате девочка не справилась с управлением и выехала на дорогу прямо под колеса машины.

И, конечно, безопасности добавят световозвращающий жилет или куртка и шлем на голове.

Приучите ребенка смотреть на дорогу глазами водителя

При поездках в транспорте обращайте внимание ребенка на пешеходов, которых плохо видно, а также на людей, нарушающих правила, замечайте, сколько времени и расстояния требуется машине для остановки даже при резком торможении. Вместе с ребенком замечайте объекты, которые мешают обзору водителя, – деревья, кусты, сугробы, припаркованные машины. Изучайте слепые зоны автомобилей разных конфигураций.

Учитывайте возраст:

– В 3-4 года ребенок отличает движущуюся машину от стоящей, но не понимает, что для торможения необходимо время. Он думает, что машина остановится моментально.

– В 6 лет ребенок боковым зрением воспринимает около 60–70% того, что видят взрослые, но он еще не может понять, что сейчас важно, а что нет.

– В 8 лет ребенок уже может отреагировать на резкий звук моментально, осознает взаимосвязь между источником шума, его величиной и удаленностью. Может прикинуть время, за которое машина до него доедет.

Перед тем как ваш ребенок впервые пойдет в школу или на кружок один, прорисуйте с ним безопасный маршрут, пройдите несколько раз по нему вместе, обратив внимание на все возможные опасности.

Даже если ребенок утверждает, что все его одноклассники давно самостоятельно ходят в школу, решение принимают родители. Неслучайно в школе, кружках, секциях они заполняют заявление, что разрешают своему ребенку самостоятельно покидать учебное заведение и «ответственность за жизнь и здоровье берут на себя».

Типичные подростковые проблемы на дорогах – черная, темная одежда и отсутствие световозвращающих элементов. Также опасно говорить по телефону или смотреть в экран гаджета, увлекшись видео или чатом. Из духа противоречия они могут не пристегиваться на заднем сидении – так они могут покалечить или убить тех, кто пристегнут, потому что от удара будут просто летать внутри салона.

Большой проблемой стала мода на капюшоны и наушники. Капюшон сильно уменьшает угол обзора, а наушники с шумоподавлением и громкой музыкой не дают услышать сигнал машин. Увы, так ходят не только дети и подростки, но и взрослые люди. К чему это приводит, показывает социальный ролик «Меломан».

Специалист «Фонда против ДТП» Екатерина Соловьяненко надеется, что в будущем Россия сможет жить в парадигме международной программы Vision Zero, которая строится на принципе «нулевой терпимости», то есть гибель на дорогах не рассматривается как вынужденная «издержка» автомобилизации. Но чтобы приблизиться к этому результату, нужны совместные усилия пешеходов, водителей, пассажиров, производителей транспортных средств и проектировщиков дорог, а пока безопасность пешеходов во многом в их собственных руках.

Коллажи Татьяны Соколовой

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?