По просьбе портала «Милосердие.ру» наш постоянный автор Андрей Зайцев протестировал себя по инструкции, разработанной для членов комиссии МСЭ.

L9999029

Андрей Зайцев. Фото: Павел Смертин

О своем «эксперименте» Андрей рассказал так:

— Для начала я предлагаю протестировать меня на пункте «способность к самообслуживанию». Это важно.

Степень первая – способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств (я цитирую не полностью). Степень вторая – способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и с частичной помощью других лиц. Третья степень – неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц.

Точно могу сказать, что у меня не третья степень. Но я не могу определить, первая у меня степень или вторая. Грубо говоря, я могу сам залезть в ванну, но не могу, например, без поддержки спуститься с лестницы в гололед.

Идем дальше. Способность к передвижению. В «Критериях оценки» говорится:

«При первой степени ограничения способность к передвижению характеризуется умеренным снижением скорости (до 2 км в час), темпа (до 50-60 шагов в минуту), увеличением длительности двойного шага (до 1,8-2,4 сек), уменьшением коэффициента ритмичности ходьбы (до 0,69-0,81), сокращением расстояния передвижения (до 3,0 км.), дробностью его выполнения (перерывы через каждые 500-1000 м или 30-60 мин ходьбы) и необходимостью использования вспомогательных средств».

Согласно Приказу Минтруда № 1024, пациента признают инвалидом, если «расстройство функций организма» оценивается в 40-100%, а «ограничение жизнедеятельности» при этом достигает или 2-3 степени по одной категории, или же 1 степени по двум и более.

В приложении к приказу каждое инвалидизирующее заболевание имеет четыре степени «выраженности», в зависимости от того, насколько оно влияет на «функции организма»: это «незначительные нарушения» (10-30%), «умеренные нарушения» (40-60% — III группа инвалидности), «выраженные нарушения» (70-80% — II группа), «значительные выраженные нарушения» (90-100% — I группа).

Под «категориями жизнедеятельности» понимаются способность к самообслуживанию, способность к самостоятельному передвижению, способность к ориентации, способность к общению, способность контролировать свое поведение, способность к обучению, способность к трудовой деятельности. Ограничение этих категорий измеряется в трех степенях.

Читайте также: «Моему ребенку отказали в инвалидности«

Хорошо. Я хожу с палкой, хотя на короткие расстояния могу ходить и без нее. Я несколько раз проходил ВТЭК и знаю, что это такое. Но если врач спросит меня, какая у меня скорость, я отвечу, что я не спидометр. То же самое касается темпа. Если вы спросите меня, сколько я делаю шагов в минуту, 50 или 60, я вам скажу, что это зависит от множества факторов.

Что касается сокращения расстояния передвижения до 3 км. Я боюсь, что свыше 3 км в день проходит, условно, какой-нибудь спортсмен, который специально этим занимается. Я могу сказать, что хожу на фитнес, там есть беговая дорожка, где я прохожу 500 м за 10 минут. После чего мне нужен минутный отдых, и я иду на тренажеры.

Ритмичность передвижения я вообще посчитать не могу. Я понимаю, что у меня асинхронная ходьба и при усталости у меня одна нога устает сильнее другой, я могу ее просто «подволакивать». Что касается длительности двойного шага, я, честно говоря, не знаю, что это такое.

Теперь способность к обучению. Первая степень – это «способность к обучению, овладению знаниями, умениями и навыками в полном объеме, но в ненормативные сроки, при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств». Фактически у меня это. Я учился в общеобразовательной школе, в педагогическом институте, но мне нужно сидеть на первой парте, чтобы видеть доску. И мне нужно, чтобы громко говорили, чтобы полностью слышать, что говорят. То есть, возможно, у меня первая степень, и при этом интеллект у меня не снижен.

Вторая степень — это «способность к обучению и овладению знаниями, умениями и навыками лишь по специальным образовательным программам». Ну хорошо, это не я. А как быть с ребенком-аутистом? Или с моими друзьями по ДЦП, кандидатами наук, у которых неразборчивая речь, или они медленно пишут? Это реальная ситуация. У них какая степень способности к обучению?

Дальше пойдем. Способность к трудовой деятельности. Первая степень ограничения — «способность к выполнению профессиональной деятельности в обычных производственных условиях при снижении квалификации или уменьшении объема производственной деятельности; невозможность выполнения работы по основной профессии». Поскольку у меня ДЦП, я не мог быть балериной, и на некоторых производствах я тоже работать не могу. Но я преподавал в школе. Я могу не расслышать, что мне говорят, но я могу переспросить. Я не могу быть учителем физкультуры, но я вполне могу быть учителем русского языка и литературы.

Я работаю журналистом, обозревателем, редактором. Все действия за компьютером, которые мне нужны для работы, я выполняю. Я могу фотографировать. Если меня оценивать, как журналиста, то я могу сказать, что у меня способность к выполнению профессиональной деятельности не «при снижении квалификации». Квалификация у меня хорошая.

Вторая степень — «способность к выполнению трудовой деятельности в обычных производственных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) на специальном рабочем месте, и (или) с помощью других лиц; в специально созданных условиях». Если меня, как журналиста, отправить на съемку, то мне может понадобиться помощь других лиц, чтобы, например, подержать палку, пока я фотографирую. Или мне нужно опереться на столб, чтобы сделать хороший кадр. Вот в какую группу меня можно отнести?»

По словам Андрея, пользуясь существующей системой критериев, даже самого себя оценить непросто. «Мне кажется, что эти «степени» оставляют очень много простора для субъективной оценки», — говорит он. Кроме того, по этой шкале невозможно просчитать качество жизни пациента.