«Лучше не написать совсем ничего, чем ошибиться»: журналист Игорь Цуканов о правилах фактчекинга

Публикуем полную запись восьмой лекции для журналистов, которая прошла в рамках проекта «Православная социальная журналистика. Молодой взгляд».

17 ноября 2021 года прошло очередное мероприятие проекта «Православная социальная журналистика. Молодой взгляд». Лекцию на тему «Фактчекинг и ресерч: современные технологии поиска и проверки информации» прочитал журналист, дьякон Русской православной церкви, отец Игорь Цуканов, который много лет проработал в редакции газеты «Ведомости», в том числе в должности заместителя главного редактора.   

В ходе встречи была представлена презентация с детальным разбором таких понятий, как фактчекинг и ресерч. Игорь Цуканов подробно рассказал о том, как в редакции может быть организован мониторинг источников информации и анализ поступающих данных. Отдельный блок тем казался репутационных рисков в связи с использованием тех  или иных сведений, способов проверки информации, этики общения с информаторами.

Для вашего удобства мы подготовили основные тезисы лекции в виде подробного тайм-кода.

01.30 Представление спикера

03.21 Журналистика – это не просто написание текстов. Во многом это работа с поиском и проверкой  информации. Об опыте работы в газете «Ведомости».

05.37 Что такое православная журналистика на самом деле. Это любая журналистика, которой занимаются православные христиане, а не только тексты о вере и Церкви.

07.00 Ключевая заповедь православного журналиста. «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».  Это касается всего, но в первую очередь, конечно, работы с информацией.

08.40 Что такое ресерч: как искать и находить информацию. Очевидные и неочевидные источники информации. В каких неочевидных источниках можно находить информацию, как с ними работать и как грамотно организовать мониторинг таких источников. Как находить в таких источниках эксклюзивы. Открытые документы, решения судов, информационные базы данных: как с ними работать и что там можно найти. Примеры из практики.

20.20 Эксклюзивное интервью также может стать источником информации.  Человек часто может рассказать нечто такое, из чего «вырастают» еще несколько материалов.

23.00 Разговоры of the record – также очень важный источник информации. Это случается часто, в том числе и в церковной среде. 60% процентов, которая публикуется в СМИ – изначально получается именно таким способом. Важно понимать, как такой информацией пользоваться. Нельзя вводить читателя в заблуждение, фальсифицировать источник нельзя. Читатель имеет право понимать степень причастности этого источника к информации. Необходимо назвать должность или сферу деятельности.

26:00 Догма «Ведомостей»: правила работы с информацией, этика и технология подачи информации. Такие правила существуют во многих значимых изданиях.

27:45 Правило «пяти не» в работе с источниками информации: не шантажировать, не идти на сделки, не обманывать, не давать обещаний, не согласовывать редакционные элементы (заголовки, фотографии и т.п.).  Особенности взаимодействия с пиарщиками, которые хотят «продать» вам ложную информацию, в которой они заинтересованы. Если человек вас один раз обманул, к такому источнику информации стоит относиться с большим подозрением. Перепроверяйте!

39.14 В работе с источниками информации соблюдаем принцип взаимного уважения. Цитаты согласуются со спикером, но никогда не переписываются в интересах редакции. Это правило хорошего и тона и нормальной журналистики.  Пример из интервью режиссера Елены Попович, автора фильма о св. Нектарии Эгинском.

46.00 Что такое фактчекинг: информацию, даже из самых надежных рук, надо проверять и перепроверять.

47.50 Единственный случай, когда информацию подтверждать не надо – это авторизованное интервью. Хотя и здесь бывают исключения. Старайтесь проверять, даже если вы во всем уверены. Когда речь о конфликте, проверять надо всегда! Спрашиваете вторую сторону, направляйте запросы. Правда, в случае конфликта стоит оценивать статус второй стороны – вы можете столкнуться с ненадежным собеседником.

51.30. Что означает «подтвердить информацию»? Как это сделать? Помните про библейский принцип: «При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово».  Правило трех независимых источников и другие возможности проверить информацию.  Журналист должен понимать: а откуда этот человек знает эту информацию? Не опирайтесь на слухи, требуйте подтверждения. «Лучше не написать совсем ничего, чем ошибиться»

55.56 Специфика фактчекинга в православной журналистике. Нужен ли там фактчекинг? Конечно, потому что современные читатели и СМИ очень высокотехнологичны, и в интернете всегда можно что-то проверить, хотя бы в Википедии. Если находится ошибка, растет недоверие к журналисту. Это получается миссионерство со знаком «минус», это сразу вызывает массу комментариев и недовольства со стороны читателей.

58.20 Как проверять информацию в статьях о Церкви? Показывайте материалы экспертам.  Избегайте своего мнения, опирайтесь только на авторитеты.  Эксперты могут быть как церковными (богословы, священники) так и светскими (историки).  Также можно опираться на Православную энциклопедию – это надежный источник научной информации об истории Церкви.  Обращайтесь также к ресурсам портала Azbuka.ru.

1.05.54 О чем нужно задуматься, прежде чем начать писать статью. Три типа журналистской интенции при подготовке материала: конфликт, обслуживание или исследование. Примеры таких материалов.

1.27.38 Вопросы зрителей. Как эффективно организовать мониторинг источников?  Сколько журналист должен тратить на серфинг по источникам? Почему важно выстраивать личные отношения с источниками информации, и время от времени встречаться, чтобы просто пообщаться.

1.33.15 Вопросы зрителей. Как в редакции верифицируется информация, которая пришла от заинтересованного источника – сливы, пресс-релизы и т.п.?

1.36.30 Вопросы зрителей. Надо ли сейчас ходить на пресс-конференции? 

1.37.40. Вопросы зрителей. Если есть сюжет, связанный с конфликтом сторон, а у журналиста есть сведения только с одной стороны, при этом вторая сторона конфликта отказывается от комментариев, как правильно действовать?

1.41.00 Вопросы зрителей. Как вам кажется, насколько принцип «лучше не писать о непроверенном» сейчас соблюдается журналистами?

1.41.40 Вопросы зрителей. Удавалось ли получить ценную информацию из запросов в госорганы? Иногда создается впечатление, что эти запросы мы пишем в пустоту, либо в ответ приходит отписка.  Можно ли как-то добиться от них ценной информации?

1.45.29 Вопрос зрителей. Мы часто пишем истории со слов героев, они формулируют длинно, с повторами и канцелярски. Разве редактор не может в данном случае редактировать и предлагать свои формулировки, имея, конечно, в виду, что потом отправит на сверку?

1.46.21. Вопрос зрителей. Получается, что если у редакции есть желание переписать или уточнить, лучше переспрашивать и доспрашивать? Единственно ли это верная стратегия?

1.47.26 Вопросы зрителей. Если ли какие-то признаки доброкачественного и недоброкачественного источника? Как это понять начинающему журналисту?

1.50.51 Вопросы зрителей. Прокомментируйте пиар-компанию по продвижению многодетности. Как вы оцениваете такой подход?

1.55.03. Вопросы зрителей. Вы говорите о том, что можно рассказывать о человеке, который понравился и кажется журналисту прекрасным. А как же принцип «прежде смерти никого не называй блаженным»? Многие церковные журналисты показывают кого-то как героя, учителя жизни, а потом он что-то делает, например, разводится или уходит из Церкви. Получается, что человек не может быть героем?

1.56.55 Вопрос зрителей. Что такое новости о вере, и есть ли в христианской журналистике новости, или все уже случилось?

1.59.48 Вопрос зрителей. Можно ли Церковь исследовать журналистскими методами?

2.01.25 Вопрос зрителей. Иногда приходится искать информацию не из источников, а по соцсетям. Как верифицировать такую информацию?

2.02.46. Вопрос зрителей. Нужно ли священнослужителю следить за новостями?

2.05.56 Вопросы зрителей. Каков портрет христианина в современном мире в России?

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Соберем в школу детей из бедных семей

Участвовать в акции

Читайте наши новости в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?