Идея исследования рынка школ в последнее время носилась в воздухе. Первым, кто взялся за это непростое дело, стал журнал «Нескучный сад»

Школьная тема стала трендом. О реорганизации школы, ее новом финансировании шумели с осени прошлого года, многие подписывали письмо учителя Волкова и ужасались отмене литературы как обязательного предмета. От новшеств в сфере школьного образования мы давно перестали ждать чего-то хорошего. И, как оказалось, напрасно. Нынешней осенью, совсем недавно правительство Москвы выступило сразу с двумя полезными инициативами.

Во-первых, столичные власти объявили, что с будущего года существенно увеличат объем финансирования тех московских школ, которые приспосабливаются для обучения детей-инвалидов. Об этом в минувшую среду 2 ноября заявил мэр Сергей Собянин на заседании координационного совета по делам инвалидов: «Тем самым городские власти намерены ввести мотивацию для средних общеобразовательных учреждений, чтобы они принимали детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивали им удобные условия для учебы». Раньше, как сказал наш градоначальник, больший уклон делался на создание специализированных школ для инвалидов, «сейчас мы пытаемся там, где это возможно, создать условия в общеобразовательных, обычных школах». Сергей Собянин пообещал, что «с 1 января вводим серьезную мотивацию для школ, чтобы они занимались с детьми-инвалидами, и оборудуем для них места. Поэтому норматив финансирования для обычных школ, где будут учиться дети с ограниченными возможностями здоровья, с 1 января будет в два-три раза выше, чем обычный норматив финансирования».

Во-вторых, 25 октября правительство нашего города приняло постановление об учреждении грантов мэра Москвы «для поддержки развития образовательной и проектной деятельности» — было решено сделать официальный, публичный, доступный для широких масс рейтинг столичных школ и наградить лучшие образовательные учреждения грантами от мэра Сергея Собянина на общую сумму 650 млн рублей. Сегодня, 8 ноября, должны быть опубликованы результаты рейтинга. Надо сказать, что гранты, которые получат победители, немаленькие – правительство пообещало дать школам 10 грантов по 15 млн рублей, 25 грантов по 10 млн рублей и 50 грантов по 5 млн рублей.

Проблема лишь в том, что рейтинг школ, который никогда раньше не проводился ни в Москве, ни в России должен делаться независимыми экспертами. Скажем, в США рейтингами образовательных учреждений занимается газета New York Times. Кроме того, двух параметров, по которым будут оцениваться столичные школы – ЕГЭ и победы в олимпиадах – явно недостаточно для объективного описания существующих в Москве образовательных учреждений. Нельзя оценивать школы лишь по результатам государственных экзаменов. Но эта критика, которая уже раздается в адрес рейтинга, не отменяет важности самого события.

Идея исследования рынка средних образовательных учреждений в последнее время буквально носилась в воздухе. И нам особенно приятно сообщить, что первыми, кто взялся за это непростое дело, было не правительство Москвы и не департамент образования, а журнал «Нескучный сад» при поддержке и содействии ОТП Банка. Именно они в апреле этого года открыли проект «Рейтинг-исследование православных школ».

В задачу создателей проекта не входило ранжировать школы по одной линейке «хуже—лучше». Поэтому журнал не стал ограничиваться такими жесткими, и в то же время безликими показателями, как ЕГЭ, олимпиады, аттестат о среднем образовании и т.д. хотелось показать самобытность каждой православной школы, дать ее портрет.

По замыслу главного редактора журнала Юлии Даниловой проект преследовал несколько целей. Во–первых, хотелось поддержать школы, предоставив им возможность рассказать о своих сильных сторонах, осознать себя в контексте работы своих коллег, а значит, получить возможность диалога, объективной (и, что важно, доброжелательной!) оценки со стороны. Во-вторых, это исследование должно было дать в руки родителям информативный и современный инструмент для принятия информированного и осознанного решения при выборе школы, где должны получать образование их дети. И, наконец, в-третьих, хотелось привлечь внимание благотворителей к жизни православных и православно ориентированных школ, предоставив им возможность получать достоверную информацию о нуждах и проблемах этих школ из первых рук, собранную на одной площадке. О необходимости такого инструмента говорил и президент ОТП Банка Алексей Коровин: «Наш банк ставит одним из приоритетов своей благотворительной программы помощь современной православной школе, которая решает не только образовательную задачу, но и всерьез занимается проблемами воспитания. Однако до сих пор благотворители действуют на этом рынке почти вслепую — нигде нет детальной и сведенной воедино информации об особенностях школ, их успехах и проблемах».

Итак, в апреле 2011 года проект, посвященный портретированию православных и православно-ориентированных школ был начат. Были выработаны параметры, по которым хотелось описать то или иное учебное заведение – условия обучения, возраст школы и наличие аккредитации, качество образования, социальная направленность, «церковность» школы, строгости в отношении внешнего вида, дополнительное образование и традиции, педагогический состав и т.д. Каждый из параметров был подробно обоснован и описан на страничке проекта. Скажем, «школьные строгости». В одной православной школе девочки должны ходить с покрытыми головами, в другой – косыночку достаточно носить в храме, в большинстве школ обязательна школьная форма. Есть нюансы с украшениями, прической и пользованием в разумных пределах косметикой. Зачем нужно такое детальное описание? Потому что по замыслу этот параметр исследования – подсказка для родителей. Чтобы в дальнейшем не раздражала излишняя строгость или, наоборот, свобода, имеет смысл сразу знать, какие требования предъявляет школьная администрация к внешнему виду.

При таком подробном описании портрета каждой школы невозможно было выработать общую систему оценки всех параметров. И, главное, это было не нужно. Лишь два параметра стали рейтингообразующими – качество обучения и социальная направленность. Первый – достаточно формализованный параметр, где основными показателями являются баллы Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) и средний балл «Аттестата о среднем образовании». В отличие от столичного рейтинга средний балл аттестата мы вынесли в отдельную строку, потому что нам важен был показатель не итога, а работы школы в целом. Ведь с помощью репетиторов можно неплохо подготовиться к экзаменам, имеющим прямое отношение к поступлению в вуз, но средний уровень подготовки учащихся по всем предметам дает именно «Аттестат». Также интересно познакомиться с наградами школы в области образования, с количеством медалистов, с процентом учащихся, поступивших в вузы, что также отражено в таблице. Особо мы выделили количество выпускников в процентном отношении ко всем учащимся школы, так как это очевидно отражает доверие родителей к данному учебному заведению.

В основу подсчета баллов рейтинга был положен следующий принцип – там, где на вопрос анкеты школа отвечала «да» или «нет», мы оценивали это как 1 балл или 0. Там, где в таблице сравнивались какие-то результаты, максимальный результат мы оценивали 3 баллами, следующие за максимальным – 2 и 1 баллом соответственно.

Подсчитав, таким образом, баллы, мы выяснили, что первое место в категории «Качество образования» занимает Православная Свято-Петровская школа, набравшая 14 баллов. 2 место разделили между собой НОУ школа «Ника» и НОУ ЦО «Православный центр непрерывного образования во имя преп. Серафима Саровского», обе они набрали по 12 баллов. 3 место занимает НОУ «Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина», набравшая 9 баллов.

Не менее важным, чем качество обучения, мы считали параметр «социальная направленность» школы. В православные школы хотят отдать детей-сирот, детей-инвалидов в надежде, что здесь к ним будет проявлен особый подход. В православных семьях обычно много детей, к которым также нужен особый подход. Всем этим детям нужна помощь логопедов, психологов, а порой и коррекционных педагогов. Готовность школы работать с такими детьми, наличие инклюзивного образования – заявка школы как социально-ориентированного заведения.

Проанализировав табличку, мы выяснили, что в Свято-Петровской школе учится абсолютное большинство детей из многодетных семей (95%). Инклюзивное образование есть в чуть более половины православных школ. Дети-сироты в основном учатся в Димитриевской школе. За наличие/отсутствие психолога и коррекционного педагога школа получала 1 или 0 баллов. Применив описанный принцип подсчета баллов, мы выяснили, что школа, которая открыта для всех, в которой большая часть учащихся (68%) из многодетных семей, есть дети-инвалиды и 15% — воспитанники детских домов, с которыми готовы работать коррекционные педагоги и логопеды, — «Димитриевская».

2 место, набрав по 4 балла, разделили между собой НОУ ЦО «Православная классическая гимназия “Радонеж”», НОУ «Елизаветинская гимназия», НОУ школа «Ника», АНО ЦО «Знак», НОУ ЦО «Православный центр непрерывного образования во имя преп. Серафима Саровского». 3 место, учитывая общий невысокий балл, было решено в данной категории не подсчитывать.

Мы начинали наш рассказ о нововведениях в сфере образования с разговора о поддержке правительством Москвы школ с инклюзивным образованием. У православных учебных заведений есть все шансы стать лидерами в этой области. Да и кто еще возьмет на себя заботу о детях-инвалидах, как не христиане. Если бы столичное начальство выделило, как обещает, дополнительные средства, во многом проблемы финансирования православных школ, которые крайне остро сейчас стоят перед этими учебными заведениями, были бы решены.

Помимо рейтингообразующих категорий в исследовании были выделены еще несколько. В основном они предназначены для родителей будущих первоклассников, которым интересна полная информация о школе, куда они планируют отдать своего ребенка.

В параметре «Устойчивость – основательность – востребованность» мы привели данные о возрасте школы, о наличии/отсутствии аккредитации, количестве классов в параллели, количестве детей в классе, принципе отбора и конкурсе в первый класс.

Категория «Условия обучения и преподавательский состав» также предназначена, в первую очередь, для родителей будущих школьников. Проблема помещений, как известно, очень остро стоит перед православными учебными заведениями, вынужденная теснота, порой отсутствие спортивного зала и места для прогулок ГПД или, наоборот, наличие просторных помещений, собственной территории и т.д. Здесь же мы рассматриваем преподавательский состав школ, количество детей на одного педагога, связь школ с вузами (наличие среди преподавательского состава педагогов из вузов) и возвращение в школы в качестве педагогов бывших выпускников.

В категории «Индивидуальный подход и дополнительное образование» нам важно было показать, есть ли у школы конкурс в старшие классы, есть ли специализация в старших классах – углубленное изучение каких-либо дисциплин, составляется ли при необходимости индивидуальное расписание для сильных или, наоборот, слабых учеников. Также нам хотелось узнать, работает ли в школе система дополнительного образования, спортивные секции, есть ли у школы награды в области воспитательной и внеклассной работы.

В разделе «Церковность» школы и «строгости» мы хотели показать, что перед разными школами стоят разные задачи, где-то берут детей только из своего прихода, и если остаются места из других – по благословению духовника, где-то берут детей из воцерковленных семей, а где-то берут всех детей, родители которых хотят, чтобы их дети изучали Основы православной культуры. В последнем случае школы выступает с позиции миссионерской и нередки случаи, когда вслед за детьми в храм приходила и воцерковлялась вся семья. В этом параметре нам также важно было показать наличие специализированные предметы и соотнесенность жизни школы с церковным календарем. Кроме того, мы хотели немного затронуть вопрос о школьных «строгостях» — школьной форме и косыночке на голове (более подробную информацию, скажем, о ношении украшений, пользовании косметикой и т.д. можно посмотреть в заполненных анкетах школ). Мы считаем, что данный параметр нашего исследования – также подсказка для родителей.

Познакомиться с таблицами, в которых представлена информация по всем вышеперечисленным нерейтингообразующим параметрам можно на сайте проекта «Рейтинг-исследование православных школ». Мы очень надеемся, что проект будет продолжен дальше и охватит все православные учебные заведения нашего города и ближайшего Подмосковья.

Анастасия ОТРОЩЕНКО