Жизнь после детдома: как избежать трагедии

Что такое «постинтернатное сопровождение» и как спасают от ошибок выпускников детдомов, рассказывает директор Свято-Димитриевского детского дома Александра Аракелова

Ирина — выпускница Свято-Димитриевского детского дома православной службы «Милосердие». У Иры есть мама, папа и две бабушки. Тем не менее в 13 лет она попала в Свято-Димитриевский детский дом – ни родителям, ни родственникам девочка оказалась не нужна. Но то ли из-за страха испортить свою репутацию, то ли по какой-то другой причине, отец и мать Ирины сделали все, чтобы их не лишили родительских прав. В результате де-юре они продолжили быть благополучными родителями, а де-факто Ира воспитывалась в детском доме. Только, если обычно выпускнику детского дома полагается жилье, Ире по достижении совершеннолетия ничего такого не полагалось – родители ведь есть, не сирота, значит, не положено. Конечно, у девочки была московская прописка в квартире бабушки, но, забегая вперед, скажем, что на законной площади ей были не очень рады.

Ирина рано, в 18 лет, вышла замуж и сразу из детского дома переехала в дом мужа. Когда супруг ушел в армию, Ирина, к тому времени уже родившая первого ребенка, осталась один на один с пожилым мнительным свекром. Каждый раз, когда она выходила из дома, чтобы навестить подругу или прогуляться, свекор обвинял ее в супружеской измене. В 20 лет Ирина на несколько недель переехала к бабушке, по месту прописки, а когда вернулась домой, нашла свои вещи под дверью. Пришлось снова вернуться к бабушке. Но скоро из-за постоянных скандалов жить вместе стало невозможно.

Возникла тупиковая ситуация: родственники отвернулись, Геннадий, муж Ирины, зарабатывал не так много, чтобы снимать жилье и кормить семью, сама девушка не могла работать – сидела с детьми. Куда идти? Квартиру для семьи стал снимать Свято-Димитриевский детский дом, он же помогал и продуктами, и деньгами. Не раз собирались специалисты – психологи, юристы, воспитатели – чтобы обсудить ситуацию молодых супругов. Мягкосердечная Ирина не могла требовать помощи от родственников. Так, бабушка сдавала Ирину комнату в своей квартире, а  супругам объясняла: «Вы молодые, заработаете, а я на пенсии, мне деньги нужны». Ирина жалела бабушку и соглашалась.

Главной задачей в детском доме было мягко убедить Ирину, что свои права нужно отстаивать, хотя бы ради собственных детей. К счастью, это удалось. Теперь Ирина бабушка сдает комнату и отсылает средства молодой семье. Ира смогла зарегистрировать семейный детский сад и таким образом зарабатывает на воспитание своих пятерых детей. Супруги смогли встать на ноги и уже могут снимать квартиру самостоятельно.

Эта история могла бы закончиться по-другому, если бы не постоянная помощь детского дома. Это и есть та жизнь, которая скрывается за скучными словами «постинтернатное сопровождение». Еще до того, как в сиротскую систему начали вводить понятие постинтерната, в Свято-Димитриевском детском доме это было естественно – не бросать воспитанниц, когда они выходили во взрослую жизнь.

«Главный наш принцип: если ребенок к нам попал, то он навсегда наш. Как в семье: сколько бы не было лет ребенку, его не бросят. Так и у нас, вне зависимости, исполнилось выпускнице 20 или 33, ей не откажут в помощи, хотя официально постинтернатное сопровождение осуществляется до 23 лет», — говорит директор Свято-Димитриевского детского дома Александра Аракелова.

В детском доме нет специального сотрудника, который занимался бы только сопровождением выпускниц. Забота о выпускницах ложится на плечи самих воспитателей, которые растили этих детей. Сюда часто поступают девочки из неблагополучных семей  — дети, которые вместе с семьей жили на улице, подвергались домашнему насилию, были изъяты у родителей, страдающих алкоголизмом или принимающих наркотики. Детские травмы очень тяжело залечить, поэтому у девочек бывают серьезные психологические и даже психические проблемы.

В 18 лет дети из детского дома, каким бы хорошим он ни был, не достигают зрелости. Как ни стараются познакомить девочек с бытом и подготовить их к жизни, условия в детском доме все равно получаются хоть и приближенными к реальности, но все же тепличными. Потому и звонят выпускницы с просьбой сходить с ними в МФЦ, банк, органы опеки, поликлинику.

Выпускницы часто спрашивают: «Какие льготы мне положены? Как их оформить? Родился ребенок –  на какие льготы он имеет право?» При необходимости детский дом может привлечь юристов или психологов. Иногда нужно помочь найти выпускницам работу, иногда помочь закупить мебель в квартиру.

Постинтернатное сопровождение – не формальный процесс, идущий по графику, а живое общение. «Вот, например, вечер, мое рабочее время закончилось, я занимаюсь с внучкой. И тут звонит, например, Катя. Значит, на одной руке у меня будет внучка, а в другой – телефон. Катя спрашивает: «Можете поговорить?» Внучка плачет. Я отвечаю: «Ну конечно, только у меня сейчас Валюшка на руках», — рассказывает воспитатель Свято-Димитриевского дома Валентина Степановна.

В Свято-Димитриевском детском доме дети живут небольшими группами по 5-6 человек, с одной группой работают 3 воспитателя, которые не меняются по мере взросления детей. Это нужно, чтобы у каждого ребенка был «свой» взрослый. Здесь все стараются делать по-семейному, а когда у девушки появляется жених, его приглашают познакомиться, только не с мамой и папой, как обычно, а с воспитателем и духовником. Порой именно такое знакомство позволяет избежать серьезных проблем в будущем.

Однажды воспитателям, не один год работающим с людьми, показалось, что жених одной из девушек ухаживает за ней по расчету. Молодому человеку рассказали, что квартира, которую воспитанница скоро получит от государства, в течение 5 лет не будет ее полной собственностью – ее нельзя будет продать или сдать в аренду. После этого «жених» исчез.

Александра Аракелова, директор Свято-Димитриевского детского дома для девочек. Фото: диакон Андрей Радкевич

Всем молодым людям, которые ухаживают за воспитанницами детского дома, стараются объяснить: это особые девушки с тяжелым детством, им нужно, чтобы муж был им одновременно отцом – то снисходительным, то строгим, а главное, понимающим. Некоторые девушки не до конца понимают, откуда берутся деньги, поэтому их мужьям часто приходится слышать: «Купи мне это, и то, вот это тоже нужно», при этом речь идет вовсе не о вещах первой необходимости. Если прибавить к этому расшатанность нервной системы, которая бывает у женщин с неблагополучным детством, получится, что дома муж попадает в гнетущую обстановку постоянных требований, претензий и общей нервозности. С одной такой семьей психолог Свято-Димитриевского детского дома работал в течение 2 лет. К счастью, молодых удалось уберечь от развода.

«Если бы не было системы сопровождения, крах бы ждал не только выпускников детского дома, но и последующие поколения»,- говорит воспитатель Валентина Степановна.

Мы не знаем, что случилось бы с многодетной семьей Ирины, если бы в свое время ей не помогли снять квартиру, что было бы с девушками, которые сгоряча вышли бы замуж за брачных аферистов, с детьми, пережившими развод родителей. Не знаем только потому, что этому не дали случиться люди, которые по-настоящему полюбили не нужных никому детей из детского дома.

Свято-Димитриевский детский дом для девочек — это один из 26 проектов православной службы помощи «Милосердие». Проект существует на пожертвования. Поддержать Свято-Димитриевский детский дом можно, оформив регулярное пожертвование на специальной странице.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?