Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Живите как в сумасшедшем доме!» О поисках радости в тревожную эпоху

Протоиерей Григорий Григорьев о радости как о духовном иммунитете

Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. Иероним Босх, 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Количество психических расстройств в мире растет с каждым годом. Тревожащие новости, природные катаклизмы, проблемы в отношениях с близкими — все это лишает нас радости, душевного мира, а порой и физических сил. Психиатр, специалист по лечению зависимостей, доктор богословия протоиерей Григорий Григорьев предлагает простой вектор для движения вперед.

Один больной десять тысяч здоровых убедит

Уже два года длится пандемия. Многие потеряли работу, отказались от поездок и планов. На этом фоне наблюдается рост стрессов, депрессий, неврозов, зависимостей. Люди не справляются?

— Примерно за год до пандемии я записал маленький ролик, который назывался «Живите как в сумасшедшем доме». Он набрал несколько миллионов просмотров, тема очень отозвалась, хотя о карантине еще никто не помышлял. В ролике я говорил о том, что надо относиться друг к другу аккуратнее, не принимать всё подряд близко к сердцу — в общем, привыкать «жить как в сумасшедшем доме». Как известно, десять тысяч здоровых не убедят одного больного, но один больной убедит десять тысяч здоровых, потому что верит в то, что говорит.

Нестабильность, хаос вокруг, уход от Бога провоцируют возникновение зависимостей — ведь они своего рода «наркоз», с помощью которого человек пытается справиться с неопределенностью.

Зависимость — это недостаточность, в ее основе нехватка любви. И каждый человек пытается добирать ее по-своему. Кто-то любовь добирает наркотиками или алкоголем, кто-то пытается добрать деньгами. Кто-то — властью, доминированием, подавлением.

Если 20 лет назад было порядка десяти видов зависимостей, то сейчас Международная классификация болезней выделяет их более четырехсот. Плюс текущая ситуация: до 70 процентов переболевших ковидом в средней и тяжелой степени имеют серьезные психические осложнения. И количество психопатологий в мире будет нарастать!

Все больше говорят о том, что люди разучились строить здоровые, гармоничные отношения друг с другом, что любовь и дружба часто подменяется невротической привязанностью, манипуляциями, давлением. Как это можно распознать в себе или в человеке, который рядом?

— Явный признак — неожиданные спонтанные мысли, которые человека заставляют делать то, что он не хочет. Как известно, мысли бывают внутренние, а бывают внешние — от Бога, от других людей, от лукавого. Как сказал апостол Павел: «Бедный я человек! Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».

Мы так или иначе зависим от мыслей друг друга, особенно близких людей. Знаете, как бывает: идешь по улице, вдруг хочется позвонить кому-то, звонишь и слышишь: «О, легок на помине, только что о тебе думал». Или сын на фронте, сына ранили, а сердце матери чует беду.

И вот зависимость — это когда я думаю о том, о чем сейчас думать не хотел бы. Мысль лезет в голову помимо моей воли, мне с этим не справиться. Я хочу думать о хорошем, а думаю о плохом. Хочу думать о себе или о Боге, а думаю по пятому разу о том, что сделал или сказал близкий человек. Только отойду мысленно, вдруг звонок или какое-то другое напоминание, и опять понеслось. Как дурацкая мелодия, которая привязалась, ходишь и бормочешь.

Но христианство учит нас жертвенной любви, самоотречению. Где грань между жертвенностью и неврозом?

— Жертвенная любовь, которая делает человека несчастным, не имеет отношения к Христу. Христианская жертвенность делает человека счастливым. При первом пришествии Господь — любящий отец, при втором — праведный судья. А некоторые люди живут так, как будто бы состоялось уже второе пришествие…

Умный тот, кто счастливый, кто живет, «как у Христа за пазухой», — у него внутри радость, свет, тишина, покой, любовь! Жертвенная любовь Христа — это радость. «Иго Мое благо и бремя Мое легко», «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя… и радости вашей никто не отнимет у вас», — вот и ориентир от Господа.

Дух Утешитель по-гречески называется Параклит, то есть «призванный на помощь». Это и есть христианская любовь — откликаться на зов, когда ты нужен. А когда человек подавляется и своим псевдосмирением способствует развитию дурных наклонностей в том, кто его гнобит, — это не жертвенность. Тут получается по пословице: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Подобное не имеет никакого отношения к Христу!

Что служит профилактикой таких искаженных отношений?

— Чтобы обстоятельства нас не разрушали, нужно, чтобы душа была наполнена благодатью и радостью. Этого можно достичь разными путями, но для православного человека важнейшая помощь на любом пути — Таинство Святого Причастия.

Радость — духовный иммунитет. Это как костер: вот он горит — комары отлетают, костер погас — комары налетели. Комары — это внешние мысли, зависимости, внушения. Чем меньше в мире радости, тем больше зависимостей. Чем больше зависимостей, тем меньше критического осмысления. А чем больше радости — тем здоровее общество.

Нас всегда будут сжимать обстоятельства. Важно, чтобы они внутрь не проходили. В молодости я служил на подводной лодке. Когда лодка начинает погружаться под воду, она трещит: там металл разной толщины, чтобы корпус обжимался неравномерно. Снаружи треск, а внутри сухо. Вот это и есть — «как у Христа за пазухой».

Бог не будет делать то, что мы должны сделать сами

Христос является Марии Магдалине. Ян Брейгель младший. Частное собрание. Изображение: https://www.dorotheum.com/

По нашему разговору получается, что психотерапевты и психологи не очень-то и нужны — достаточно причастия и молитвы.

— Это не совсем так. Просто мы сейчас говорим в первую очередь о состояниях, которые не являются тяжелыми заболеваниями. Но и в данном случае психолог или психотерапевт может помочь разобраться в себе, в отношениях, сделать какие-то правильные шаги. По сути, психотерапия — это помощь человеку во включении внутренних возможностей.

Когда заболел ветхозаветный благочестивый царь Езекия (в то время свирепствовала чума), пророк Исаия сначала сказал, что он умрет, но после молитв Езекии вернулся и сказал: «Прикладывай инжир к язвам, и язвы пройдут». Так оно и вышло.

Когда мы больны, то должны использовать подходящие средства: «На Бога надейся, а сам не плошай». Нужны и психология, и психотерапия, и психиатрия, и особенно нужно Таинство. Только при таком разумном сочетании будет результат.

Люди нередко просят Бога о том, что должны сделать сами, но не делают по своей внутренней лени. И наоборот — пытаются сделать сами то, что может сделать только Господь.

А как помочь неверующему человеку?

— Главная задача психотерапевта при лечении — помочь человеку избавиться от подавляющей его тяги, восстановить радость жизни с помощью методов психотерапии. Если у человека снимается тяга, он может через авторитет врача прийти в храм и встретиться с Богом. Очень многие таким образом воцерковились. Но это совершенно необязательно. Могут быть и другие пути к вере — Бог любит всех людей.

Сначала источник света — потом уборка в подвале души

«Гвоздика, лилия, лилия, роза». Джон Сарджент, 1885-1886. Галерея Тейт Британия, Лондон

Рост интереса к психологии на фоне нестабильности в мире и провоцируемых ей стрессов — хорошая тенденция? Не начинает ли психологическая помощь замещать духовную в жизни православных мирян? Например, раньше говорили «помолись об этом», а теперь — «иди с этой проблемой к психологу».

— Поскольку количество психопатологий возрастает, растет и потребность в психологической помощи. С одной стороны, это неплохо. С другой, если слепой ведет слепого, все свалятся в яму.

Что самое главное в помощи, будь это друг, психолог, общество поддержки? Выслушать с сопереживанием, в каком-то смысле взять на себя боль другого человека. Если этого нет, то это лишь заместительная суррогатная терапия, которая ничего особо не даст. А в духовной жизни главное — вектор движения: «Ищите прежде Царствия Божия, и остальное приложится вам».

Приведу еще один пример из моего флотского опыта. Время от времени из-за работы приборов корпус лодки намагничивается, это начинает сбивать компас. Тогда приходят специальные корабли и размагничивают лодку, чтобы компас работал корректно. Вот и человека надо всё время «размагничивать», чтобы он настраивался на нужный вектор. Это может сделать и психолог, и врач, и другие люди и жизненные обстоятельства.

Как психиатр, как врач, как священник я считаю, что сейчас очень важно в молитве благодарить Бога. Благодарить за всё! И наша главная духовная задача — не стать хуже. Надо попытаться сохранить в себе то хорошее, что было заложено от рождения.

Но человек, который уже в стрессе, в неврозе, у которого зашкаливает тревожность, как правило, не может от сердца благодарить Бога. Он также не может решиться на перемены, у него нет сил даже обратиться за помощью. Где их взять?

— Если мы хотим решить какой-то сложный вопрос, стоит просить помощи у Бога: «Господи, помоги мне правильно структурировать отношения с мамой, с мужем, принять правильное решение». Нам ведь сказано: стучите — и отворят, а у Бога каждое слово правда.

Когда надо укрепиться в каком-то выборе, я бы рекомендовал, по возможности, более частое причащение. Первые христиане причащались каждый день и, думаю, именно это давало им то, чего сейчас людям больше всего не хватает — дух любви, радости, мудрости.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?