Считали на пальцах, играли глиняными зверюшками, ходили в храм по ночам. Как жили святые Вера, Надежда и Любовь

День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, пострадавших в 137 году, – один из самых популярных и любимых православных праздников. О жизни христиан первых веков известно очень немного: до нас дошли лишь некоторые документы судебных процессов против христиан в Римской империи. Никаких биографических подробностей они, конечно, не содержат. Но нам очень хотелось, чтобы эти святые стали для нас ближе, поэтому на основании исторических источников мы попробовали восстановить детали их жития

Однажды в Древнем Риме трем девочкам и их матери предложили стать счастливыми. Их на три дня поместили в богатом дворце, пообещав богатство римских патрициев, знатность, благоволение императора и, наконец, жизнь. Взамен надо было отказаться от Того, Кого ты даже никогда не видел – от Христа. Выбор, с точки зрения императора, был очевиден. София, Вера, Надежда и Любовь в своем выборе тоже не сомневались.

Пистис, Элпис и Агапа

Из жития, написанного святителем Димитрием Ростовским, известно, что у Софии была семья: муж и три дочери. Оставшись вдовой после рождения младшей дочери, София с девочками переехала из Милана в Рим, где, по словам агиографа, продолжала «жить благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостынею».

Трех ее дочерей звали Пистис, Элпис и Агапа. На Руси имена святых мучениц были переведены на русский язык (Вера, Надежда, Любовь), только имя Софии («Мудрость») сохранило оригинальное греческое звучание. Старшей Вере было 12, средней Надежде – 10, а младшей Любови – 9 лет. Почему святая София дала дочерям такие необычные для того времени имена?

Она, конечно же, была знакома с апостольскими посланиями: чтение писаний апостолов составляло неотъемлемую часть раннехристианской литургии. К тому же, будучи обеспеченной римлянкой, она вполне могла иметь списки Писания дома. А апостол Павел неоднократно упоминает эти три добродетели, подчеркивая их неразрывную связь друг с другом: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13), «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5:8).

Как росли сестры? В Древнем Риме девочки могли обучаться дома, в таком случае их образованием руководила мать. Девочек среднего и высшего класса учили чтению, письму и базовым навыкам математики. Устный сче­т в прямом смысле слова объясняли на пальцах – с помощью левой руки обо­зна­ча­ли еди­ни­цы и десят­ки, с помощью пра­вой – сот­ни и тыся­чи. Также использовали наглядное пособие – счет­ную дос­ку (аба­к), похожую на наши сче­ты.

В качестве тетрадей в Римской империи в то время в ходу были вощеные таблички: в небольших дощечках делали углубление и заливали его воском. Для письма использовали стилус – металлическую или костяную палочку, острый конец которого служил для письма, а тупой – для того, чтобы удалять ненужные записи.

Детям прививали любовь к животным. Римляне держали дома не только собак, кошек и попугаев, но еще и крыс, змей, журавлей, цапель и павлинов.

В свободное от учения и трудов время девочки в Римской империи играли гли­ня­ными рас­кра­шен­ными зверюшками и деревянными кук­олками, для которых взрослые шили одеж­ду, мастерили укра­ше­ния и посуду.

Одежда девочек была такой же, как у матерей: длинная стола или туника с поясом, поверх которой надевалась похожая на фартук накидка или свободная блуза.

Храм под землей

Коллаж. Император Андриан
Император Адриан

Своих дочерей София воспитывала в христианской вере. Можно предположить, что святая София, как позже святая Эмилия (мать святителя Василия Великого), сама обучала дочерей Священному Писанию.

Какой была жизнь ранних христиан? В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Поэтому жизнь верующих людей была очень интенсивной в духовном плане. Христиане, по свидетельству историков, молились трижды в день. Во многих семьях во время трапезы принято было читать отрывки из Священного Писания и петь псалмы.

В условиях гонений христиане причащались на каждой литургии. Вполне могло быть так, что ночью христианин приступает к таинству, а днем его уже ведут в Колизей.

Святые Вера, Надежда, Любовь и София, вероятно, еженедельно посещали литургию, которая в те времена совершалась ночью. Богослужение проходило тайно либо в частных домах (возможно, и в доме самой Софии), либо в заброшенных каменоломнях, либо на частных землевладениях, где, как правило, располагались семейные склепы. В последнем случае римляне выкапывали целую сеть подземных помещений (на глубине от 8 до 25 метров), которые позже стали именоваться катакомбами.

Вход в эти катакомбы был хорошо спрятан от чужих глаз: проскользнув в склеп и сдвинув могильную плиту, под которой вместо захоронения был прорыт узкий подземный лаз, длинными тайными ходами христианин мог добраться до места, где совершалась Евхаристия. У входа в подземный храм обычно стояли часовые, которые по особым знакам узнавали своих.

Рыбка на стене

Литургические собрания в катакомбах проходили, как правило, на втором или третьем подземном этаже, а путь по длинным, узким лабиринтам, высеченным в туфе, освещался светильниками. Икон еще не писали. Ранние христиане изображали на стенах подземной церкви христианские символы: рыбу, якорь, лилию или виноград.

Какой была раннехристианская литургия?

По свидетельству святого Иустина Философа, жившего в это же время, литургия тех лет была очень похожа на нашу: на ней читали «сказания апостолов и писания пророков», затем произносилась проповедь («предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать прочитанному»), затем совершались общие молитвы и главная молитва литургии – Анафора, после чего совершалось причащение Тела и Крови Христовых.

А отличалась она главным образом тем, что молитвы часто носили характер импровизаций. «О чем нам молиться, мы не знаем, но Сам Дух Святой говорит за нас неизреченными воздыханиями», – говорит апостол Павел.  

Еще одной чертой раннехристианской литургии было то, что ее совершали епископы. В одном городе обычно совершалось только одно богослужение, потому что там был лишь один епископ. Интересно завершение древнейшей молитвы литургии: «Если кто свят, да приступает, если кто нет, пусть покается». Завершались молитвенные собрания возгласом: «Маран-афа» (Господь грядет). После этого София с девочками, вероятно, как и все христиане, тайными тропами спешили вернуться домой до рассвета, чтобы не вызвать подозрений у соседей.

У богатой патрицианки

О том, что сестры благоразумны, красивы и благодетельны, скоро узнали в Риме. Начальник области Антиох известил об этом императора Адриана, и вскоре в дом Софии явились стражники. Помолившись, христианки отправились во дворец императора. Адриан стал спрашивать, как их зовут и какова их вера. София безбоязненно отвечала, что она – раба Христова и детей своих обручила Богу Христу.

Удивившись смелости женщины, император отослал их к знатной римлянке по имени Палладия, которой приказал убедить их отречься от веры, после чего снова привести на суд.

Три дня пробыли они у Палладии. Роскошь ее дома призвана была наглядно продемонстрировать значимость того, от чего отказываются христиане.

Чем могла их смущать хозяйка виллы? Туалетный столик римлянки того времени был уставлен рядами красивых коробочек, склянок и флакончиков со всевозможными косметическими средствами, различными пудрами, снадобьями для лица и духами. Использовали римские красавицы и натуральные средства – мед и розовое масло. Могла богатая патрицианка Палладия предлагать им полюбоваться и шкатулками со своими украшениями: в империи высоко ценились изумруды, был популярен жемчуг. Удивительной вещицей считалось маленькое бронзовое зеркальце.

Не о чем думать!

Коллаж. Вера, Надежда, Любовь

Красноречие языческой наставницы оказалось напрасным. Из текста жития нам известно, что Палладия не смогла склонить Софию и ее дочерей отказаться от Христа. София и девочки воспользовались данным им временем для того, чтобы укрепиться духом и безбоязненно встретить смерть.

В целом, несмотря на постоянную смертельную угрозу, христиане воспринимали свою жизнь в позитивном ключе. «Вся жизнь христианина – один долгий праздничный день», – писал Климент Александрийский.

Царство Божие было для первых христиан повседневной реальностью, постоянно переживаемым и углубляемым опытом.

В Скилии и Карфагене мученики отвечали на смертный приговор литургическим возгласом благодарственного молебна: «Deo gratias (Благодарение Богу!)».

Известен диалог раннехристианских мучеников Карфагена.

– Не хотите ли получить отсрочку, чтобы подумать? – спрашивает их правитель.

– По столь ясному делу не о чем думать, – отвечают ему христиане.

Так же безбоязненно, как говорит житие, встретили смерть и святые Вера, Надежда и Любовь, отказавшись принести жертвы языческим богам. 

Вера в Воскресение

Император приказал мучить девочек, а мать стала свидетельницей их страданий. Мученицы спокойно предстали перед палачами. Их били, бросали на раскаленную решетку, в кипящий котел со смолой, а они прославляли Господа.

Как они держались? Что чувствовала мать? Глубину испытаний Софии осознать невозможно. Что давало ей и ее дочерям силу?

Из раннехристианских текстов мы знаем, что важнейшей чертой мучеников была глубокая вера в Воскресение. Именно поэтому мученики не страшились смерти, воспринимая ее как поверженного в прах врага, видя в страданиях за Христа возможность соединиться с Ним в Его Славе.

Всего через несколько лет после смерти Софии и ее дочерей проконсул Перенний спросил у мученика  Аполлония: «С такими идеями ты, Аполлоний, должно быть, любишь смерть?» – «Я люблю жизнь, Перенний, – отвечал тот, – но любовь к жизни не вынуждает меня бояться смерти. Нет ничего лучше жизни, но жизни вечной».

Нам, современным людям, не под силу понять или хотя бы представить глубину их веры и верности. Вспоминается кончина первомученика Стефана: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян. 7: 55).

Может быть, в этом был ключ? Господь был так близко, что страх отступал?

Римские императоры считали, что, умерщвляя христиан, они искореняют веру во Христа. И рано или поздно победа останется за ними.

Но они ошиблись. 

Сколько людей столько веков черпали силу и, как бы мы сейчас сказали, вдохновение из мысли о том, что маленькие девочки перенесли ради того, чтобы не предать Бога?

Адриан ошибся, и точно такую же ошибку совершили и богоборцы нового времени.

Гонители всех времен полагали, что последнее слово за ними.

Но нет. Последнее слово всегда остается за Богом.

Использованная литература:

«Страдание святых мучениц Веры, Надежды и Любви, и матери их Софии». Свт. Димитрий Ростовский. М.: «Новое небо», 2024.

Святитель Григорий Нисский. «Аскетические сочинения и письма». М.: Издательство Московской Патриархии», 2007.

Св. Иустин Философ. «Творения». М.: «Благовест», 2000.

«Дидахе. Учение двенадцати апостолов». Журнал Московской Патриархии, 1975, № 11.

«Повседневная жизнь первых христиан». Адальбер-Гюстав Аман. М.: Молодая гвардия, 2003.

«Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства». А. фон Фрикен. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. М.: Издание К.Т. Солдатенкова, 1872–1877–1880–1885 гг.

Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА (в т.ч. с использованием фото Виктора Андреева / commons.wikimedia.org)

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?