Жажда Бога

Уже четыре года в центре «Зебра» (директор Екатерина Савина) проходят православные семинары для родственников наркоманов или алкоголиков. На одном из них побывал корреспондент сайта Милосердие.Ру.

При храме Тихона Задонского в Сокольниках начал работу семинар для алкоголиков и наркоманов, выздоравливающих по программе «12 шагов», которые хотят узнать о православной вере, начать церковную жизнь. Занятия ведут прот. Павел Дорофеев, клирик храма Всех святых в Красном Селе, и Екатерина Савина, психолог-консультант по работе с наркоманами и алкоголиками, руководитель реабилитационного центра «Зебра». Это новый опыт, прошло буквально 2 занятия.

Но есть и другой опыт. Уже четыре года в центре «Зебра» проходят православные семинары для родственников наркоманов или алкоголиков. На одном из них побывал корреспондент сайта Милосердие.Ру.

В небольшой комнате в подвале пятиэтажного дома в кругу сидят 20 человек – в основном немолодые женщины. Все ждут Катю – Екатерину Савину ведущую семинара и директора центра.


Екатерина Савина – ведущая семинара и директор центра

Катя пришла, зажгли лампадку перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Этих икон здесь много – в красном углу обычная софринская, на столике – вышитая друзьями центра. Трижды, сначала не очень стройно, потом лучше, спели «Христос воскресе».

Катя начала семинар с небольшого пояснения о том, что в пасхальный период привычные молитвы в начале и конце важного дела меняются на «Христос воскресе» и «Ангел вопияше» соответственно, и то же – в вечернем и утреннем молитвенном правиле. Здесь такие пояснения и напоминания уместны – задача семинара помочь людям переступить порог храма, объяснить церковную практику, многие только начинают путь своей церковной жизни.

«Каждого Бог поставил на свое служение. У мужчин есть священство. А каково же служение женщин? Женщины призваны нести Слово Божие, часто молчаливо, своим примером, в первую очередь – в свою семью», – передала ведущая собравшимся слова проповеди митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в неделю Жен-Мироносиц. И прибавила: «Чем мы с вами и занимаемся».

Начали с чтения Священного Писания. Каждый получил листочек с 9 главой Евангелия от Иоанна об исцелении слепорожденного – по-церковнославянски. Кто-то читает по слогам, кто-то более уверенно. Сначала только читают, переводят и поясняют непонятные слова.

Прочитанное нашло отклик в душах участников, начинается обсуждение. Пожилая участница семинара Раиса (имена изменены – прим. Ред.) рассказывает о другом чуде, сотворенном Богородицей, про которое она недавно прочитала. Видно, как важно ей поделиться своим переживанием.

Алексей (один из немногих мужчин) рассказывает о том, что недавно встретил в храме знакомого из группы Анонимных Алкоголиков, и тот сказал, что уже несколько лет не пьет. Алексей спросил его, как это у него получается. «Я не знаю как, но я знаю, что я трезвый», – ответил тот. Об этой встрече Алексею напомнили слова слепорожденного, сказанный в ответ на вопрос фарисеев: «Грешник ли Он не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9:25). «Важно все-таки, чтобы он понимал, что исцелил его Бог и был благодарен Ему», – комментирует рассказ Алексея Екатерина Савина.

Следующая часть занятия – пение. В продолжение темы спели «Свете тихий…». Потом Катя предлагает на выбор несколько песнопений. Женщины единодушно хотят петь молитвы Богородице – «Царице моя Преблагая» и «Взбранной Воеводе».

Ответы на вопросы участников семинара. Возникло недоумение: как воскрес Христос, неужели в теле? Тема смерти и воскресения очень важна для тех, кто ходит рядом со смертью своих близких. И Катя читает пророчество о воскресении мертвых из книги Иезикииля (Иез. 37).

Завершилось занятие календарем – ведущая рассказала о церковных праздниках, которые будут в ближайшие 2 недели – период до следующей встречи, прочитала и пояснила тропари недели о расслабленном и о самарянке.

После семинара я задала Екатерине Савиной несколько вопросов.

На сегодняшнее занятие пришли родственники наркоманов и алкоголиков. При этом собравшиеся в первую очередь говорили о вере, читали Евангелие, а о проблеме наркомании и алкоголизма, о том как родственникам справиться с этой бедой говорилось немного. Почему?
– У людей, посещающих другие наши встречи, посвященные выздоровлению от наркотической или алкогольной зависимости, возникла потребность в воцерковлении. Центр «Зебра» – это амбулаторный центр реабилитации наркоманов и алкоголиков. Мы также работаем с их близкими. Это родители или жены наркоманов и алкоголиков, которые пришлю сюда за психологической помощью. Вся семья попадает в беду наркомании и алкоголизма, не в том смысле, что родители тоже пьют, а в том смысле, что они страдают от этого, не могут справиться, и боль захватывает всю семью. И поскольку эти родители всерьез занялись выздоровлением И своих детей, И своим собственным (а понятно, что спасение – во Христе), возникает необходимость обратиться к Богу, Церкви.

Но не всегда это можно сказать прямо. Пришел ко мне человек за помощью: у него, например, сын умирает от наркомании, – и я не могу ему сказать: «Иди воцерковляйся», потому что он меня просто не поймет. Но если он придет на группу поддержки родственников, его научат справляться с болезнью сына, научат тому, как сохранить себя. Там он увидит людей, которые нашли церковный путь. Неприметно он сам потихонечку начинает двигаться в этом направлении, сам приходит к необходимости церковной жизни, начинает спрашивать о Церкви, о том, как прийти в храм. И в ответ на эти вопросы мы приглашаем его на этот семинар. Получается, что это не навязанное христианство, а выросшее изнутри, выросшее из потребности в Боге. И это важно. Когда образуется внутри это место, в которое можно положить знание о Боге, тогда оно прорастает.

Сегодня вы читали Евангелие и пели церковные песнопения, есть ли еще какие-то виды работы на семинаре?
– Что мы там делаем на семинарах? Мы читаем Евангелие на церковнославянском языке и толкуем его по возможности. Немного читаем Ветхий Завет – псалмы или когда у Евангельского отрывка есть какая-то значимая отсылка на ветхозаветный текст. Мы поем церковные песнопения. Рассказываю им о простой церковной практике: сегодня я напомнила о том, что поменялось утреннее и вечернее правило. Обязательно в конце каждого семинара календарь, на что надо обратить внимание. Это стимулирует участников прийти в храм и помолиться в особенные дни. У участников возникает много – и это очень ценно для меня – вопросов личного переживания веры. Наша самая старенькая посетительница Раиса, церковный человек, ходит в храм уже много лет, но она все равно находит смысл в этих семинарах, потому что должно быть место, где можно не только читать, но и место, где можно говорить, где можно обсуждать. Мне очень важно то сердечное переживание веры, которое приносят эти люди. Поэтому у них много вопросов, на которые надо отвечать. В меру сил (я выпускник миссионерского факультета ПСТГУ) отвечаю на них. Бывает, мы ездим в паломнические поездки – часто бываем в Свято-Троицком Новоголутвином монастыр, ездили к Ксении Блаженной и Иоанну Кронштадскому в Санкт-Петербург. Но мне кажется очень важным, чтобы это были не столько какие-то акции, сколько неприметная, регулярная работа. Вот мы поем… Конечно, поем плохо, но стараемся. Но нам и не концертное многоголосие, главное, чтобы душа могла петь. Пусть мы будем читать молитвы по-церковнославянски и понимать их смысл. Цель наших встреч не высокое богословие. Главное, чего я хочу – чтобы они полюбили Христа, чтобы сердце потянулось к Богу.

Есть ли какая-то специфика занятий на недавно открытом православном семинаре для наркоманов, выздоравливающих по программе «12 шагов»?
– Занятия с выздоравливающими наркоманами и алкоголиками – это наш новый проект. Он только начался. Если говорить просто, программа «12 шагов» выросла из Евангелия, в ней есть представление о Боге, которое развивается опытным путем. Люди приходят в программу «12 шагов» выздоравливать, И когда у них появилась трезвость, они очень берегут свое представление о Боге, Который им помог. Если когда к ним приходит какая-то «тетенька» вроде меня и начинает говорить им о Боге, они очень ревниво относятся к новому – это она говорит о Том, Кто помог мне выжить, жить трезво и изменить свою жизнь к лучшему, или она о ком-то другом? На первом занятии они спрашивали: «Можно ли верить в Бога, Который в душе, и не верить в Того, Который в Церкви?». Это честные вопросы, и замечательно, что на семинаре мы можем прояснить эти и другие недоумения. Мы ведем этот семинар вместе с отцом Павлом Дорофеевым. И мы рассуждали: Кто там в душе? Может, это Тот самый Бог Церкви и есть? А если кто-то другой, то надо дважды подумать, прежде чем ему доверять…

Нам требуется завоевать доверие этих ребят. Надо не столько их учить, сколько соотнести их опытное представление о Боге, которое в общих чертах верно, но наверняка там есть какие-то погрешности, с тем, что живет в Церкви. Надо помочь им узнать во Христе того Бога, Который им помог.

На этом семинаре мы будем только чуть прикасаться к славянскому языку, церковному пению. На ближайшем занятии разговор пойдет о Священном Предании и Священном Писании, о притче о жемчужине и, конечно, ответы на вопросы. И самое главное, чтобы был диалог, чтобы в диалоге мы начали договариваться.

Ирина РЕДЬКО

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?