Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Жан Ванье: я всю жизнь борюсь с ксенофобией в себе

7 мая 2019 года, на Радоницу – день поминовения усопших, умер праведник нашего времени – Жан Ванье, создавший знаменитый «Ковчег», где люди учились принимать и любить друг друга такими, какие есть

Жан Ванье. Изображение с сайта larchefmrindia.org
Жан Ванье (1928-2019) – философ, педагог, общественный деятель, основатель международной гуманитарной организации «Ковчег», общин «Вера и Свет», где  оказывают помощь людям с проблемами умственного развития.
Родился в католической семье, его отец был тринадцатым губернатором Канады. В 13 лет поступил в военно-морской колледж, стал морским офицером. В 1950-м году вышел в отставку, чтобы изучать философию и богословие. Прожил несколько лет в общине «Живая вода», его духовник отец Тома познакомил его с умственно-отсталыми людьми.
Позже Ванье получил приглашение преподавать в университете Торонто, но поселился в маленькой деревушке с двумя ребятами, которых он сумел вызволить из интерната – Рафаэлем и Филиппом.
В 1964 году возник приют «Ковчег», в котором здоровые люди селились вместе с умственно-отсталыми. Позже возникло движение «Ковчег», а в 1971 – движение «Вера и свет». По всему миру сейчас около ста тридцати общин «Ковчега».

О родительском благословении

Изображение с сайта dailymail.co.uk

– Если я правильно понял, меня попросили рассказать о том, как происходит внутреннее движение человека от идеологической уверенности в некоторых постулатах, которые вложены в него воспитанием и Церковью, – к открытости сердца. Это движение – вся история моей жизни.

Я родился в католической буржуазной семье с очень твердыми представлениями о том, что должно и чего не должно быть. Мои родные искренне считали, что люди с умственной отсталостью безумны. И потом всю жизнь я открывал для себя что-то новое.

Ребенком я жил в мире войны – когда во Францию вошли немецкие войска, мы еле успели убежать в Англию, а оттуда в Канаду. Но к тринадцати годам я почувствовал, что должен вернуться в Англию. Это было сложно, потому что противники топили английские суда. Я пришел к отцу, мы долго говорили, и в конце отец сказал: я доверяю тебе.

Таким образом, в тринадцать лет я совершил что-то, что шло из моего сердца против воли родителей, но отец благословил меня. Это был первый опыт доверия своему внутреннему голосу.

О доверии себе

Изображение с сайта pinterest.co.uk

Я поступил в военно-морскую школу, я был католиком, а там было много англикан. Но я не почувствовал желания изменить свою веру. Так я обнаружил в себе новую степень открытости – доверие себе.

Восемь лет я служил во флоте, но понял, что не могу оставаться там всю жизнь. И пока я служил, я выстраивал свои отношения с Богом. Я понял, что хочу как-то выстроить свою молитвенную жизнь. На корабле не было католического священника, эти искания были внутренними.

Я подал в отставку, чтобы идти за Христом. Меня не понимали – у меня в руках была профессия, которая обеспечивала мне положение в обществе. Но я решал вопрос, как следовать за Иисусом.

Ничего не делать слишком быстро

Изображение с сайта pinterest.co.uk

Сначала я хотел поехать в Нью-Йорк и жить в Гарлеме, среди беднейших чернокожих. Но потом мне посоветовали пойти поучиться, пожить в тихом месте и не делать ничего слишком быстро.

Я начал жить в общине доминиканцев, где изучали богословие. В этой студенческой общине было несколько немцев. Я только что вернулся с войны, где воевал с немцами, и был полон предубеждений, но опыт совместной жизни меня изменил. Я учился у доминиканцев, и их мир был четко разделен: вот католики, вот англикане, где-то еще есть православные.

Я написал докторскую диссертацию об Аристотеле. О нем можно много говорить в научных категориях, но самое ценное в этом философе, что вся его мысль рождалась из его внутренних духовных исканий. Она началась, когда Аристотель смотрел на звезды.

После защиты я несколько лет преподавал философию и научился слушать моих учеников.

Особенно меня поразило, насколько отличаются богатые канадцы от бедных латиноамериканцев. И я спрашивал себя: «А мое место где? Я должен жить в общине, но в какой?»

Когда с людьми обращаются не как с людьми

Изображение с сайта jitterbuggingforjesus.com

Я вернулся во Францию и встретил знакомого священника, который был капелланом в центре, где жили люди с умственной отсталостью. Они тронули меня, и я стал ездить по разным лечебницам. С их обитателями обращались не как с людьми. Однажды я видел больницу, где было заперто восемьдесят человек, чтобы они не досаждали родственникам.

Я понял, что должен освободить кого-то из этих людей, я взял двух человек, и мы начали жить в маленьком домике в деревне.

В Евангелии рассказывается, как однажды апостолы спросили Иисуса о человеке, слепом от рождения: «Кто согрешил – он или родители его?» Эта притча многое говорит нам об обществе, настроения в котором позволяли рассуждать о болезни в категориях вины и невиновности.

Мы не вели умных бесед, но нам было хорошо вместе

Изображение с сайта jitterbuggingforjesus.com

Мы начали жить вместе с Рафаэлем и Филиппом – вместе убирали дом, готовили. Мы много смеялись и валяли дурака. Для этих людей после интерната это был новый опыт, но и я, наконец, почувствовал себя дома.

Во мне тоже что-то менялось. Я ничему их не учил. Но за их хрупкостью – а у Рафаэля была парализована рука и нога, и он плохо говорил, Филипп, напротив, говорил слишком много – скрывался свет. Мы не вели умных бесед, но нам было хорошо вместе. Мы открывали друг в друге человеческое существо. Например, о вас сейчас я могу многое предполагать – профессию, интересы, но это внешнее, а что внутри? За каждым из нас стоит история – мы где-то родились, у кого-то есть дети, а у кого-то – внуки.

Расскажу вам одну историю. Одна наша ассистентка до того, как прийти к нам, была волонтером среде сиднейских наркоманов и проституток. Однажды она шла по улице и увидела своего подопечного, он умирал от передозировки.

Она села рядом, и он сказал: «Ты всегда хотела меня изменить, но никогда – встретить».

Встреча – это не всегда легко. Это когда между двумя людьми есть такое доверие, что можно рассказать другому свою боль.

О дружбе разных

Изображение с сайта pinterest.co.uk

Мы жили вместе, я хотел идти за Иисусом, но Рафаэлю было всё равно, а Филипп отказывался идти на мессу, у него был печальный опыт. Мы были разными, но, тем не менее, стали друзьями.

Евангелие говорит нам: давая пир, не зови родственников, зови нищих и убогих. Когда я был ребёнком, в семье мы должны были соответствовать принятым правилам, когда служил – должен был быть офицером, потом – преподавателем перед студентами.

А с Рафаэлем  и Филиппом я задумался, кто я такой, и оказалось, что я – чадо Божие.

И когда я открыл в себе этого внутреннего ребенка, Рафаэль и Филипп стали моими лучшими друзьями. Может быть, наши беседы не были слишком интеллектуальны, но это была встреча. И тогда барьеры, отделяющие меня от других людей, стали рушится.

Слушать друг друга

Изображение с сайта pinterest.co.uk

В одной парижской церкви один мальчик с умственной отсталостью принимал первое причастие. После службы был прием, и дядя мальчика, он же крестный, подошел к матери и сказал: «Какая прекрасная была служба, жаль, что Франсуа ничего не понял». Видимо, он немного стыдился своего племянника, и, безусловно, выбрал для разговора не самый лучший момент.

В это время Франсуа подошел к матери и сказал: «Не беспокойся, Бог любит меня таким, как я есть». Иногда Бог утаивает от сильных то, что открыл малым.

В последнее время в нашем «Ковчеге» появились общины в Индии и там есть люди другой религии; как понять их? Может быть, главное в опыте встречи – слушать друг друга. Так рушатся те стены, которыми я ограждаю себя, и так я понимаю, что я и есть чадо Божие.

Противоположность страху – встреча

Изображение с сайта pinterest.co.uk

Вопрос в том, чтобы мы могли встретить другого, остановиться и поговорить.

Уверенность, что моя группа, моя церковь, мой класс и мое общество лучше – это порождение страха.

Противоположность мира – это не война, а страх. А противоположность страха – встреча.

История моей жизни – это история освобождения от ограничений и предубеждений. Такой путь требует времени и того, чтобы мы могли спуститься со своего пьедестала и разглядеть, что человек других возможностей, политических убеждений и даже религии может быть прекрасен.

Для этого нужно, чтобы мы были укоренены в своей вере. Мы должны идти за Иисусом и понимать, что этот другой человек встретился мне на пути не для того, чтобы я его осуждал, а чтобы встретил.

У одной женщины в Израиле палестинские солдаты убили единственного сына. И она встретила женщину-палестинку, у которой единственного сына убили израильтяне. Вместе они написали книгу  «У слез нет цвета».

Когда заканчивается дорога

Изображение с сайта pinterest.co.uk

Множество людей на протяжении моей жизни меняли меня, но моей опыт не закончен. Сейчас мне восемьдесят девять, и, может быть, через пять лет мой опыт борьбы с собственными предубеждениями будет иным.

Но каждый из вас идет по своему пути, и у вас этот опыт будет собственным.

Запись разговора (по скайпу) была сделана на встрече в культурном центре «Покровские ворота» 5 октября 2017 года. 

Жану Ванье: «Вы показали нам скрытого Бога, во всей Его нежности и человечности»

В гостях у Жана Ванье: отверженных нет

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?