Защита прав детей отменяется?

Почему это плохо, почему нельзя сделать в аппарате Уполномоченного по правам человека отдел по защите прав ребенка? Такая схема реализована в нескольких российских регионах

Мы уже сообщали о том, что вопрос об отмене службы Уполномоченного по правам ребенка был поднят на заседании Мосгордумы 15 апреля. Напомним, что эта служба была учреждена в столице в 2002 году, и все это время соответствующий пост занимает Алексей Головань. Как сообщает «Российская газета», поводом к ее отмене стало обсуждение законопроекта «Об уполномоченном по правам человека в Москве», с которым выступил депутат Евгений Бунимович. «Но то, что его инициатива станет концом деятельности службы, успешно действующей в интересах детства на протяжении семи последних лет, стало неожиданностью и для него. Поправку, смысл которой сводился к тому, что незачем иметь в городе по сути две дублирующие друг друга структуры, внес заместитель председателя Мосгордумы Андрей Метельский. Его поддержал председатель гордумы Владимир Платонов, добавивший свой аргумент: во время кризиса надо быть поэкономнее к бюджетным деньгам, незачем содержать лишних чиновников», – пишет «Российская газета».

«Независимая газета» уточняет: «Пикантность ситуации в том, что упраздняемый детский уполномоченный Алексей Головань в это время был в Кремле, на заседании Совета по развитию институтов гражданского общества с участием президента». В беседе с газетой уполномоченный по правам ребенка города Москвы Алексей Головань сказал, что претензий к работе его службы выдвинуто не было, ни в каких провалах или недоработках ее не упрекали.

«Более абсурдного решения еще не принимал ни один субъект Федерации. Особенно странным оно выглядит сейчас, когда президент РФ Дмитрий Медведев обратил внимание на то, что у нас в стране отсутствует нормальная система защиты детства и первоочередная задача государства и общественных организаций – создание комплексных мер по защите прав несовершеннолетних», – цитирует «Российская газета» мнение председателя Московского бюро по правам человека Александра Брода, и отмечает, что теперь дело за мэром Москвы Юрием Лужковым, после подписи которого закон официально вступит (или не вступит) в силу. «Пока же Головань собирается продолжить работу, по крайней мере в течение отведенного ему срока – до 1 октября 2009 года», – пишет издание.

Открытая электронная газета Forum.msk.org полагает, что должность Уполномоченного по правам ребенка в Москве упразднили после его докладов об истинном положении детей в столице и публикует два последних доклада: от 26 февраля 2009 года «Проблемы эксплуатации детей в сфере труда в городе Москве» и от 23 марта 2009 года – «Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2008 году».

Между тем, по сведениям Интернет-издания Центрального административного округа Москвы «ЦАО-Информ», информация об отмене поста Уполномоченного по правам ребенка в Москве не соответствует действительности. На вопрос корреспондента депутат МГД Инна Святенко ответила: «Остался Головань. Никто его не отменял».

«Когда начали говорить о том, что мы сделаем Уполномоченного по правам человека, многие подумали: ну, человек, он с рождения – человек, и почему мы делаем градацию по возрасту? И, скорее всего, это будет одна штатная единица. С этого и начались дискуссия и обсуждение. Головань прекрасно выполняет свои обязанности, и пока никто его должность не сокращал.
Мне кажется, детская тема очень серьезна и актуальна. Поэтому, может быть, когда не будет у наших детей проблем, не нужен будет такой Уполномоченный, а сейчас, конечно же, он востребован», – пояснила депутат изданию.

Уполномоченные по правам ребенка существуют в 60 странах мира, в том числе во Франции, Великобритании, Германии, Австрии, США, Дании. В России региональные омбудсмены работают в 44 субъектах Федерации, действует Ассоциация уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. Председателем этой Ассоциации является Алексей Головань. В 2007 году, открывая XV Рождественские образовательные чтения в Москве, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II призвал к учреждению в России поста уполномоченного по правам детей при президенте РФ с широкими полномочиями, «подобно тому, как это существует в Европейском содружестве».

Комментарий Алексея Голованя, Уполномоченный по правам ребенка в Москве:
– Это не утка. Действительно, на заседании Мосгордумы 15 апреля, когда проходило в третьем чтении обсуждение законопроекта об уполномоченном по правам человека в городе Москве (это, между прочим, очень нужный законопроект, при продвижении которого сильно помогла, в частности, апелляция к успешному опыту нашей московской службы Уполномоченного по правам ребенка), вдруг встал руководитель думской фракции партии «Единая Россия» Андрей Метельский и внес устную поправку – мол, зачем нам 2 таких института, пусть в день вступления в силу закона об Уполномоченном по правам человека одновременно утратит силу положение об уполномоченном по правам ребенка. Поправку приняли большинством голосов и с 1 октября, если Юрий Михайлович Лужков подпишет этот закон, в Москве Уполномоченного по правам ребенка не станет.

Почему это плохо, почему нельзя сделать в аппарате Уполномоченного по правам человека отдел по защите прав ребенка? Такая схема реализована в нескольких российских регионах и я могу засвидетельствовать, что ее эффект невысок. Если она будет принята и в Москве, специфика детских проблем растворится в проблемах взрослых, общих. К Уполномоченному будут обращаться с жалобами на точечную застройку, милицейский беспредел, снос гаражей, запрещение митингов и т.п. Очевидно также, что на защиту прав детей там будет выделено в лучшем случае 2-3 штатные единицы (сейчас аппарат Уполномоченного по правам ребенка состоит из 15 человек, несущих колоссальную нагрузку, занятых не только работой по конкретным жалобам и обращениям, но и структурными проблемами – подготовкой законов, разработкой методик, контролем за учреждениями…), а число обращений граждан от такой реформы не уменьшится. При таких условиях работники будущей структуры смогут стать только почтальонами, принимающими жалобы и передающими их дальше, а вникать во чтобы-то ни было, ходить по судам и инспектировать семьи и детдома они уже не смогут.

В любом случае, странно, что нам предлагают заменить то, что есть, что доказало свою эффективность (на нашу работу не поступало никакой критики, нам не предъявляли никаких претензий, наоборот – ставили в пример), тем, чего еще нет – мол, мы заранее предполагаем, что оно будет хорошо, поэтому давайте объединяйтесь с ним, или передавайте дела. Поэтому, если реформа состоится, я не смогу возглавить «детский» отдел в новой структуре. Когда я в 2002 шел на свой пост – я понимал, какие проблемы меня ждут, какие будут в моем распоряжении возможности. При новой структуре проблем станет больше, а возможности исчезнут совсем и работать в таких условиях это все равно, что рыть тоннель метро пластмассовым совочком.

Прогнозировать решение Юрия Михайловича Лужкова я не могу, но надеюсь, что оно будет не в пользу этой редакции законопроекта. Юрий Михайлович всегда выступал как лидер, которому небезразлична социальная сфера, в том числе – вопросы поддержки детства. Если Москва примет беспрецедентное решение об отмене поста Уполномоченного по правам ребенка, она окажется и вне общеевропейских тенденций (во всей Европе, да и в других странах мира сейчас идет специализация служб помощи детям), и вне федеральных – президент Медведев уделяет очень много внимания нашим проблемам, только что он указывал, что в России фактически отсутствует система защиты детства. Есть и распоряжение Путина, еще тех времен, когда он был президентом, о необходимости укреплять аппарат Уполномоченного по правам ребенка. И вот – во всем мире такие структуры создают, а у нас – упраздняют. Этим будет нанесен ущерб и международному имиджу России, взявшей на себя определенные обязательства, в том числе – по соблюдению Конвенции по защите прав ребенка. Конвенция требует во всех решениях руководствоваться соблюдением интересов ребенка. Но очевидно, что упразднение института защитника прав детей не может отвечать их интересам!

Источники:
«Российская газета»,
«ЦАО-Информ»,
Forum.msk.org

см. также:
Чего нам ждать от защитников детских прав?

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве о нарушении прав воспитанников Свято-Димитриевского детского дома

Воспитывать детей по монастырскому уставу нельзя. Монахиням рассказали о правах ребенка

Подарите детям семью. Алексей Головань в эфире телепрограмы Православная энциклопедия

сайт Уполномоченного по правам ребенка при Правительстве г.Москвы

Подготовил Михаил АГАФОНОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?