«Занимательная арифметика»: не круто быть отрицательным персонажем

Пусть те, кто уже увлекся криминальной романтикой, посмотрит на ситуацию, показанную в ролике. Эта ситуация вполне может произойти в каждом дворе


«Занимательная арифметика» – так называется новый видеоролик, снятый в воспитательной колонии для несовершеннолетних в Колпино, пригороде Санкт-Петербурга.

Сюжет этой социальной рекламы прост: подростки издеваются над учительницей и снимают свои проделки на мобильный телефон, чтобы выложить видео в интернете, главный заводила крадет у нее кошелек, за что получает 2 года колонии.

Для съемочной группы, руководства колонии да, пожалуй, и для самих осужденных этот ролик – способ предупредить вероятных кандидатов место в колонии. Как говорит начальник колонии, полковник внутренней службы Владимир Ивлев, «через наши работы мы хотим из мест лишения свободы обратиться к тем, кто уже встал на кривую дорогу, кто уже, возможно, конфликтует с законом. И мы хотим сказать, что не круто быть отрицательным персонажем в жизненной пьесе, что здорово занимать нормальную позицию в обществе. Наш посыл в том, что не надо к нам спешить, нас здесь и так достаточно. Пусть те, кто уже увлекся криминальной романтикой, посмотрит на ситуацию, показанную в ролике. Эта ситуация вполне может произойти в каждом дворе, в каждом доме».

Это уже третий ролик, снятый в колпинской колонии, и второй, снятый режиссером Еленой Артюх. Елена и актер Никита Кузнецов рассказывают «Милосердию» о работе над «Занимательной арифметикой».

Елена Артюх: Мировосприятие подростков меня всегда интересовало. Потому что проблема «трудного возраста» стара, как мир, и никто не выходит из этого периода «чистеньким». Сама, будучи сложным подростком, я понимала свое странное поведение, но не знала, что мне делать, как мне ужиться в этом мире, почему мне все мешает. Конечно, ни к кому я с этими вопросами не обращалась, а любого обратившегося ко мне посылала подальше.

А ведь именно в этом возрасте, как правило, совершается большинство глупостей. И многие из них за чертой закона. О том, насколько близка эта черта, я хотела сказать в этой социальной рекламе. Ролик «Занимательная арифметика» – надежда, что кто-то зацепится взглядом, мыслью, эмоцией.

С точки зрения обычного человека я достаточно частый гость в местах лишения свободы – это связано с моей профессиональной деятельностью. Там я уже вижу результат, вызванный сменой качества жизни вследствие того или иного деяния. А вот что его породило, как можно было бы избежать этого несчастья, вовремя остановиться?

Елена Артюх, режиссер. Фото с сайта progorodsamara.ru

Мне неизвестно секретное средство, которое действует на всех подростков одинаково хорошо. Аудитория обширна, а подход приходится искать индивидуальный. Инициатором и заказчиком социальной рекламы был начальник колпинской колонии Владимир Ивлев. С его помощью я снимала и предыдущий социальный проект «Новый колпинский рэп», который набрал порядка 30 000 просмотров.

Мотивация Владимира Ивановича мне понравилась. Говорит: «Хочу, чтобы у меня работы не было. Чтобы колоний не было. Хотя бы детских».

Владимир Иванович обратил мое внимание на многочисленные видеоролики в интернете, где подростки издеваются над сверстниками и учителями, снимают на видео и выкладывают это в интернет. Мы решили показать, чем может закончиться эта история.

Полковнику очень понравилась моя идея с «занимательной арифметикой», и мы начали снимать.

Я пригласила оператора-постановщика Евгения Левина, который снимал нашу предыдущую работу. С ним же мы все благополучно смонтировали. Нашла исполнителей ролей учительницы и ученика, проведя «виртуальный» кастинг. С Ингой Климовой я была знакома, понимала, что она сможет. В случае с Никитой Кузнецовым я доверилась интуиции. Он быстро вошел в процесс и поразил всех своими хулиганскими замашками, хотя с виду производит впечатление скромного юноши, которым и является.

Нам очень помогла преподаватель Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Полина Алексеева, которая выбрала и предоставила подходящую для нас аудиторию и самих студентов. Все это время мой муж Андрей Павлюченков был нашим советником. Помогали нам и воспитанники колонии, и воспитатели, и директор местной школы – они с пониманием отнеслись к мероприятию. И я особенно благодарна композитору Constantin Rox, который предоставил нам музыку. Ну и, конечно, Владимиру Ивановичу, благодаря которому любые задумки становятся реальными. Потому что он не боится трудностей и вместо отговорок (вполне обоснованных) ищет пути решения.

– Это второй ваш ролик, посвященный несовершеннолетним преступникам. Почему вас интересует именно эта тема? На какие еще темы вы снимали или собираетесь снимать ролики?

Е. А.: Мне кажется, это неисчерпаемая тема. И пока жизнь сама подталкивает меня к этому. Значит, так надо. Кто-то на собственном энтузиазме сажает цветы в общем дворе, кто-то лечит наркоманов, кто-то ищет по лесам пропавших грибников. Я реализую себя вот так.

Мне интересны многие темы: инвалиды, бездомные, волонтеры, имидж страны, экология, просто социальная ответственность… Иногда даже не хочется об этом говорить. Потому что слишком много говорим, делаем мало. Я все жду баланса. Поэтому пока что-то не сделаю в любой из перечисленных областей, как бы не имею права говорить. А вот когда сделаю, то расскажу, как, почему, как надо и покажу пример.

– В предыдущем ролике снимались реальные осужденные. Почему на этот раз вы пригласили актера?

Никита в роли осуждённого подростка. Скриншот с youtube.com

Е. А.: Это решение было принципиальным. Ну, во-первых, чисто технически – нам нужна была прическа, которую можно сбрить. А осужденные, как известно, уже бритые. Во-вторых, я хотела настоящих эмоций. Воспитаннику колонии нужно было бы играть. А наш актер Никита прожил. Он впервые был в местах лишения свободы. Ему не надо было ничего изобретать. Он смотрел на все иначе, другими глазами. И то, что он старался скрыть это, работало на нас. Он – это наша аудитория. Конечно, он подыгрывал, он старался, но это было в меру. И я верю его лицу. Для меня это главное.

Никита, как ты себя почувствовал на съемках в колонии? Что тебе показалось самым неприятным, может, даже страшным?

Никита Кузнецов: С воспитанниками я почти не общался, но взглянув на них, могу сказать, что в общении они практически не отличаются от простых ребят, разве что чуть более замкнуты. На съемках мне стало жалко ребят, они выглядели подавлено, самое страшное в колонии – это не быт воспитанников, а их эмоциональное состояние, отчужденность.

– Это твоя первая актерская работа? Или были какие-то еще?

Н. К.: Кроме этого ролика, я снимался в фильмах и сериалах – чаще в массовке, но было и несколько эпизодических ролей. Для меня это скорее хобби, но все-таки хотелось бы стать настоящим актером.

– Где вы собираетесь показывать ролик целенаправленно? Ведь просто выложить в интернет – этого едва ли достаточно.

Е. А.: Насколько мне известно, планируются плановые показы этого ролика среди несовершеннолетних. Хорошо было бы провести эксперимент в школах и в случае удачи поставить это дело на «постоянные рельсы». Думаю, что интернет – это лучшая площадка для информации. Лично я приложу усилия для того, чтобы этот ролик стал популярнее, чем видео реальных издевательств. А комментарии к нему – лучшая критика.

Скриншот с youtube.com

Как по-вашему, в России много или мало социальной рекламы? И есть ли у российской социальной рекламы какие-то специфические недостатки?

Е. А.: С реальной статистикой я не знакома, но, думаю, что мало. Просто потому, что социальная реклама никогда не обгонит по количеству коммерческую, ну и хорошего не бывает много. Несомненно, большинство социальных роликов просто смешные и нелепые, либо нравоучительные. Это большой и неблагодарный труд. Да и потом, ведь мало снять социальную рекламу, нужно ее правильно разместить.

Закуривший подросток не будет спрашивать интернет о вреде курения. И социальная реклама должна существовать в контексте фильмов, книг, эстрады, комиксов и тому подобного. Несвязанная ни с чем она и будет чем-то отдельным от жизни.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version