Закончен финальный тур IV Олимпиады школьников по основам православной культуры

В Марфо-Мариинскую обитель на финал Олимпиады по ОПК съехались школьники со всей страны. Каждой команде были даны задания, связанные с историей и святынями обители, ее социальным служением

«Смотри, это же какой-то батон у нее в руке. Кто у нас с хлебом изображается? – слышалось от небольшой компании, расположившейся на любимой скамейке преподобномученницы Елизаветы Федоровны около Покровского собора. Ребята склонились над экранчиком телефона, пытаясь рассмотреть фото скульптуры. – Да подождите, это же сосуд! Видимо, это кто-то из жен-мироносиц!».

В Марфо-Мариинскую обитель милосердия на финальный тур IV Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры участники съехались со всей страны. Каждой команде были даны задания, связанные с историей и святынями обители, ее социальными службами, включающие в себя сбор сведений, их анализ и ответы на вопросы. Задания самые разные: описать храмы, опросить людей на улице, провести рабочий день в центре реабилитации детей с ДЦП… Команды были сборными, в каждой – школьники из разных регионов. Например, описывать Елизаветинский приют для девочек отправилась команда, состоящая из представителей Архангельской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Саратовской и Кировской области. По каждому заданию был напечатан дневник, который команда заполняла по мере прохождения испытания. А в конце все команды должны были собрать итоговую работу.


Сейчас все участники Олимпиады на заданиях, разбрелись по службам обители. Но скоро красные футболки с эмблемой ПСТГУ заполнят все закоулки двора


Опрос на улице около стен обители. «В каком городе находится Марфо-Мариинская обитель? (Некоторые отвечали: «В Петербурге», видимо, по аналогии с Мариинским театром). В каком веке она была основана? Кто ее основал? Чем обитель знаменита? Были заданы и два «философских», как их определили сами ребята, вопроса: «Когда легче быть милосердным: в трудные или благополучные времена?» и «Что может научить человека быть милосердным?». Люди на улице отвечали охотно, только, к сожалению, почти никто не знал, что такое Марфо-Мариинская обитель милосердия.


Задание, связанное с храмами обители, оказалось кропотливым. Надо было составить опись икон. Казалось бы, несложно, но некоторые образа ребятам неизвестны, а находятся высоко, подписи прочитать невозможно. Постоянно приходилось обращаться за помощью к сотрудникам обители, просить их что-то объяснить, открыть, провести и рассказать.

«Смотри, это же какой-то батон у нее в руке. Может быть это хлеб? А кто у нас с хлебом изображается? – слышалось от небольшой компании, расположившейся на любимой скамейке преподобномученницы Елизаветы около Покровского собора. Ребята склонились над экранчиком телефона. – Да подождите, это же сосуд! Видимо это кто-то из жен мироносиц». Так они определяют, скульптура какой святой стоит в келье Елизаветы Федоровны.

Некоторые вопросы были не из легких. Попробуйте, например, догадаться, что объединяет Марфо-Мариинскую обитель, Казанский вокзал, храм святителя Николая в Бари, станцию метро «Комсомольская» и храм Сергия Радонежского на Куликовом поле!


Спуск в храм-крипту обители


Расписал крипту в 1914 году знаменитый художник Павел Корин. Фрески сохранились только благодаря опеке реставрационных мастерских И. Грабаря, расположившихся на территории обители в советские годы


Елизавета Федоровна завещала: если она умрет не в Москве и вне пределов России, отпеть ее там, где она умерла и, удостоверившись, что она не спит летаргическом сном, положить ее тело в этой крипте


А это – приготовленный для Елизаветы Федоровны ковчег


Ребята тщательно записывали все, что узнавали


Экскурсию проводит сестра Серафима. Она рассказала, что в 2009 году в храм-крипту из скита были перевезены и положены останки последних сестер Марфо-Мариинской обители. За белокаменными резными панелями находятся ниши для захоронений


Преподаватели ОПК тоже приехали на Олимпиаду. Дома они помогали юным знатокам основ православной культуры подготавливать домашние задания первых туров олимпиады. Перед финальной работой ребята писали эссе на разные темы. Например, надо было объяснить современным языком правила гостеприимства Домостроя XVII века.

Ольга Егоровна из Белгородской области преподает ОПК, переквалифицировавшись из учителя русского языка и литературы, уже пять лет. «Интересно, что на этот предмет в первую очередь обратили внимание представители других религий. Теперь ОПК будет называться по-другому, курс будет рассказывать об основах различных религиозных культур и о светской этике. Это хорошо. Я часто слышала, как представители других вероисповеданий обращали наше православное внимание на то, что у них тоже крепкая вера. Вот новый курс более внимательно отнесся к ним», – говорит она. А для тех, кто не вообще не желает изучать предмет, ориентированный на какую бы то ни было религию, в этой школе есть уроки «белгородоведения».


Отец Димитрий из Новосибирска очень рад тем изменениям, которые произошли в подходе к преподаванию ОПК в школах его города: «Слава Богу, начали устраивать встречи священников с родителями перед началом курса. Можно что-то объяснить людям. Я удивлен, но почти все родители слушают с большим вниманием, задают вопросы. В Академгородке публика, конечно, более въедливая, но и они не выступают против ОПК»


Вид из окна приюта. Весна только вступает в свои права. Летом здесь расцветут розы. Отсюда виден домовый храм Марфы и Марии и покои настоятельницы


В приюте есть все для того, чтобы воспитанницы росли разносторонне образованными людьми. Например, танцзал, в котором участниц Олимпиады принимала директор приюта Наталья Юрьевна Кулавина



Спальня девочек


Саша первый раз проводит социальный опрос и, конечно, нервничает…


Воспитанница приюта Настя хочет как можно точнее ответить на вопросы участниц Олимпиады


Среди вопросов были и «неудобные». Например, каким образом девочки в такой замкнутой системе социализируются? В качестве ответа участницам олимпиады показали стенгазету, в которой рассказано о многочисленных поездках и мероприятиях за стенами обители


Воспитатели относятся к своим детям с нежностью



Последние ответы на вопросы ребята доделывали уже на излете времени, отведенного на задания. Прямо во дворе обители, на импровизированных столах. «Мы работали в центре «Милосердие». Старались вести себя как можно более корректно, – рассказывает Кристина из города Стародуб Брянской области. – Сердце сжалось, когда я на этих деток смотрела. Мне кажется, что эта работа была для нас очень полезна». «А я из Владивостока, – подхватывает разговор юноша, с которым решает последние задачи задания Кристина. – Нам очень интересно общаться друг с другом. Даже жалко, что все уже в четверг закончится». Ребята считают, что тема милосердия востребована и актуальна. «Люди всегда будут просить помощь в трудную минуту», – сказала Кристина. (на фото справа)


Команда ищет ответ на вопрос о самых известных словах пророка Самуила


Настоятельница Марфо-Мариинской обители инокиня сестра Екатерина (Позднякова)


После трудов команды пошли ужинать в трапезную соседнего Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета


Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?