С 1 января в России вступил в силу закон «Об обязательном медицинском страховании». Он является одним из ключевых элементов масштабной реформы отечественного здравоохранения, которая анонсировалась первыми лицами государства на протяжении последних лет. У граждан возникли подозрения, что с принятием закона пациенты вынуждены будут платить за лечение из своего кармана. Но, вопреки опасениям, власти не отказываются от обязательств лечить самые опасные заболевания за казенный счет.
Пациент во главе угла
Главная задача реформы, по заявлению властей, — поставить человека в центр системы здравоохранения. Для этого, в первую очередь, и модернизируется система обязательного медицинского страхования (ОМС). Суть изменений заключается в следующем: медстрахование получает новую систему финансового обеспечения, граждане — более широкий доступ к качественной медицине.
Новая схема финансирования будет следующей. Предприятия отчисляют страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, где они аккумулируются. Далее фонд передает деньги страховым компаниям, а те — лечебным учреждениям в качестве оплаты за обслуживание клиентов. Таким образом, страховщикам отводится роль посредников и наблюдателей за тем, чтобы больницы обслуживали клиентов добросовестно.
До вступления в силу нового закона обязательное медицинское страхование регулировались двумя законами — «О медицинском страховании граждан в РФ» и «Об основах обязательного социального страхования». Их недостатком было то, что, закрепляя за гражданами определенные права на получение медицинских услуг, они не объясняли, каким образом эти права могут быть реализованы на практике. Поэтому в новом законе Минздравсоцразвития постаралось предусмотреть все необходимые механизмы.
Итак, что же представляет собой новый закон об ОМС? Во-первых, согласно ему, отныне граждане России смогут получать медицинскую помощь на всей территории страны, а не только по месту регистрации. При этом стоимость полиса ОМС (а значит и услуг, которые по нему можно получить) будет единой для всех регионов. Ранее медпомощь в Москве и Петербурге стоила в разы дороже, чем в других субъектах федерации. Именно из-за неурегулированности этого пункта между медучреждениями и пациентами возникали постоянные конфликты.
По старой системе больной также имел право получать медпомощь на всей территории страны. Но стоимость лечения одного и того же заболевания в каждом субъекте отличалась, поэтому пациентов из других регионов на лечение брали неохотно. Новый закон устанавливает систему взаиморасчетов между регионами, а также закрепляет сроки, в течение которых деньги из одного региона должны прийти в другой. Кроме того, в этом году будет установлен единый тариф выплат за неработающее население, которые будут поступать из региональных бюджетов в территориальные фонды ОМС. Это поможет норме, ранее существовавшей только на бумаге, воплотиться в жизнь.
Во-вторых, теперь граждане получают право самостоятельно выбирать как страховую медицинскую организацию, так и медицинское учреждение и лечащего врача. Правда, менять и тех, и других можно не чаще одного раза в год. Ранее страховщика по ОМС для работающих граждан выбирал работодатель, для неработающих — орган исполнительной власти. Теперь территориальный фонд ОМС обязан публиковать на своем сайте информацию обо всех страховых компаниях и медучреждениях, с которыми он сотрудничает. И пациент из представленного разнообразия выбирает именно ту организацию, с которой он хочет заключить договор. При этом территориально-участковый принцип обслуживания населения отменен не будет: желающих обследоваться и лечиться в ближайшей к дому поликлинике никто этого права не лишит.
Медицина новой эры
Третьим преимуществом нового закона является то, что отныне в систему обязательного медицинского страхования может войти любое лечебное учреждение вне зависимости от формы собственности, которое согласится работать по тарифам Фонда ОМС. То есть если частный медицинский центр, ведомственная поликлиника или даже кабинет врача, ведущего прием пациентов у себя дома, присоединятся к системе, то прием в них будет вестись бесплатно. Естественно, при предъявлении полиса ОМС. За повышенный уровень комфортности в палате, транспортировку и индивидуальный уход (если в них нет необходимости по медицинским показателям) пациент будет платить отдельно.
Привлечение частников не только увеличит доступ пациентов к качественным медуслугам, но и повысит конкуренцию в сфере медицинского страхования. Заинтересованность частных клиник в страховой медицине будет постепенно возрастать — по мере того, как здравоохранение будет переходить на одноканальное финансирование. Минздрав обещает, что уже в течение 2011-2012 годов медучреждения, участвующие в системе ОМС, начнут получать компенсацию не только за предоставление медпомощи, но и за такие расходы, как зарплата врачей, оплата услуг связи и транспорта, коммунальные платежи и приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей. Все эти издержки будут закладываться в единый тариф, по которому фонд ОМС будет расплачиваться с медучреждениями. Также в планах государства — включить в систему ОМС услуги скорой помощи (с 2013 года) и высокотехнологичной помощи (с 2015-го).
В-четвертых, при заключении договора ОМС человеку будет выдаваться медицинский полис нового образца. Он будет признаваться всеми страховыми компаниями и на всей территории России. То есть при смене страхового агента или переезде в другой регион его не нужно будет менять. Впрочем, торопиться с заменой старого бумажного полиса на новый, электронный, не следует. Как пояснил в ноябре прошлого года председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрей Юрин, этот процесс будет проходить естественным образом в течение трех лет. Замена полисов начнется с 1 мая 2011 года по мере того, как у старых документов будет истекать срок действия. Со временем планируется соединить медицинский полис с универсальной электронной картой, которую в течение ближайших двух-трех лет выдадут всем жителям России.
Наконец, новый закон о медстраховании закрепляет за пациентами право на компенсацию ущерба, связанного с ненадлежащим исполнением врачами или страховщиками своих обязанностей. Однако параллельно расширяется и сфера ответственности граждан. Теперь страховые компании смогут предъявлять пациенту иск о возмещении расходов, если он причинил вред своему здоровья, нарушив предписанный ему медицинский режим.
Общественный дозор
Охрана здоровья — тема, которая никого не может оставить в стороне. А потому закон об ОМС попал под пристальное внимание граждан, которые моментально обнаружили в документе серьезные изъяны. Основные претензии были предъявлены к списку услуг, которые предоставляются по программе медицинского страхования.
В пункте 6 статьи 35 говорится, в частности, о том, что в рамках базовой программы ОМС медицинская помощь оказывается при «инфекционных и паразитарных болезнях, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита». Такая постановка вопроса вызвала в обществе вполне объяснимую тревогу. Блогосфера вспыхнула в один момент, поспешив обвинить российское правительство чуть ли не в целенаправленном истреблении граждан. Оно и понятно: если от ВИЧ-инфекции и ЗППП в большинстве случаев можно отгородиться, то перед туберкулезом любой человек абсолютно беззащитен.
Неутешительная статистика такова. В 2009 году в России было зафиксировано 105 тысяч новых случаев туберкулеза, при этом 25 тысяч человек умерли от этой болезни (данные для сравнения, в Европе эти показатели на душу населения в среднем в три раза ниже). В структуре смертности от инфекционных и паразитарных заболеваний в нашей стране доля умерших от туберкулеза составляет 85%. Три четверти случаев этого заболевания приходится на экономически активное население. Как отмечают медики, туберкулез — это бомба замедленного действия. Дело в том, что микобактерия туберкулеза (возбудитель этого заболевания) присутствует в организме 80% взрослых людей. До поры до времени палочка подавляется иммунитетом и не приносит никакого вреда своему носителю. Однако при ослаблении иммунитета возбудитель активизируется. Это приводит к развитию заболевания.
Задекларированный в законе отказ от лечения этой страшной болезни выглядел бы чудовищным преступлением. Если бы не одно «но». Лечение туберкулеза, ВИЧ-инфекции и прочих опасных хворей никогда и не обеспечивалось системой медицинского страхования. Именно потому, что эти заболевания чересчур серьезны, для них необходимы специализированные источники финансирования — как из федерального, так и из региональных бюджетов.
В ежегодных постановлениях правительства «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» указывается, что «при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических и онкологических заболеваниях» специализированная медпомощь предоставляется «за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации». Граждане, обрушившиеся с критикой на закон об ОМС, просто не разобрались в тонкостях вопроса. Ведь лечение по медицинским полисам в конечном счете финансируют налогоплательщики. Самые же серьезные заболевания не покрываются страховкой — на них выделяет деньги непосредственно государство.
С введением в действие нового закона такой порядок вещей не изменится. Напротив, еще весной 2009 года премьер-министр России Владимир Путин распорядился выделить дополнительные миллиарды на реализацию федеральных целевых программ по борьбе с социально значимыми заболеваниями. «Финансирование увеличивается на 5 миллиардов рублей, большая часть которых будет направлена на борьбу с туберкулезом. Проблема острая, нужно заниматься ею предметно, постоянно. В условиях кризиса она становится еще более актуальной», — заявил тогда глава правительства.
На холостых оборотах
В ситуации с законом «Об обязательном медицинском страховании» настораживает не мнимый отказ государства лечить людей, страдающих от туберкулеза, а совсем другое. Проблема в том, что, как это часто бывает в нашей стране, закон все равно не работает. По крайней мере, пока.
Так, в одном из уральских регионов граждане потребовали предоставить им право выбора поликлиники. Однако повсюду им был дан отпор: территориальный принцип обслуживания, закрепленный в актах регионального министерства и городских отделов здравоохранения, по-прежнему имеет определяющее значение. И дело не только в неповоротливости регионального законодательства. Как выясняется, установленный Минздравом порядок амбулаторного обслуживания по участковому принципу также противоречит федеральному закону.
Далее. Частные медицинские учреждения пока не проявляют особого желания присоединиться к системе ОМС. Это вызвано тем, что упомянутое выше обещание Министерства здравоохранения об одноканальном финансировании участников системы ОМС пока что остается пустым звуком. Специалисты отмечают, что, если реально смотреть на вещи, переход на полноформатное финансирование произойдет только к 2015 году. До той поры муниципальные поликлиники будут получать средства за лечение пациентов не только от страховых компаний, но и из бюджета, в то время как частники получат только деньги от страховщиков по тарифу ОМС. Делать ремонт, выдавать зарплату, закупать оборудование и оплачивать коммунальные услуги частным клиникам придется за собственный счет. Поэтому у них и нет резона присоединяться к страховой системе.
В большинстве регионов ажиотаж вокруг предоставленных законом новых возможностей отсутствует по одной простой причине: граждане элементарно не знают о принятых изменениях. Пациенты (особенно старшего возраста) не читают федеральных интернет-СМИ, а местная пресса в большинстве случаев молчит о новом законе. В одном из сибирских регионов в некоторых поликлиниках висят объявления о грядущей смене полисов, но в них указано название лишь одного страховщика. К нему и выстраиваются очереди, а в других компаниях — ни души.
Наконец, обещанного в законе единого прейскуранта на медицинские услуги никто пока так и не видел. Поэтому фонд ОМС пока не может переводить деньги за пациента в частные клиники. Следовательно, частники не могут обслуживать пациентов с полисами.
Тяжело, а надо
Помимо базового закона в прошлом году были приняты поправки в ряд смежных документов. Именно они дают ответ на вопрос, где государство собирается брать деньги на полномасштабное реформирование системы здравоохранения. Согласно принятым поправкам, с этого года увеличивается тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Ранее он составлял 1,1%, теперь — 3,1%. Тариф взносов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования сохранится на прошлогоднем уровне — 2%. Дополнительные финансовые средства, поступившие в бюджет ФФОМС (а это 460 млрд рублей за два года), будут направлены на создание фонда модернизации здравоохранения в регионах. Львиная доля денег пойдет на ремонт, информатизацию и оснащение медучреждений под новые стандарты медпомощи. И только треть — на совершенствование стандартов оказания медпомощи, то есть на то самое одноканальное финансирование.
Принесет ли повышение тарифов и эпопея с обязательным медицинским страхованием какой-то реальный результат, сказать можно будет только через несколько лет. Пока что новый закон (да и реформу в целом) критикуют все, кроме госчиновников. Обывателей пугают перемены, специалистов — декларативность закона, страховщиков — коррупция, теневые схемы и угроза попадания в зависимость от территориальных фондов ОМС. Впрочем, как бы ни была страшна реформа, очевидно, что далее оставлять в российском здравоохранении все как есть — уже невозможно. Если не начать перемены сейчас, то точка невозврата будет пройдена. И тогда мы потеряем все.
Антон МЕСНЯНКО