Задача социального работника – помочь прийти в Церковь

Помощь бездомным не должна сводиться к бесплатной кормежке. Накормить, помыть и переодеть их необходимо, но самое главное – помочь этим людям реабилитироваться

Как проводить миссионерскую работу с молодежью? Имеет ли смысл просто кормить бомжей, не просвещая их, не помогая изменить свою жизнь? Как общаться с детьми-сиротами? Подавать ли нищим на улице и в метро? Встреча епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона со студентами-первокурсниками открывшегося в этом году на миссионерском факультете ПСТГУ отделения социальной работы, которая состоялась 17 ноября в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению, началась с вопросов студентов.

Наиболее эффективным миссионерством среди молодежи епископ Пантелеимон считает привлечение молодых людей к социальной работе. Сегодня большинство россиян называют себя верующими, но говорят, что Бог у них в душе, не понимают ни смысла церковной жизни, ни того, что для жизни с Богом они должны измениться. Пока люди не поймут, что Господь жил на земле, а после Своего Вознесения остался на земле в Церкви, что именно в храме Он наиболее близок к человеку, что во время литургии нам является вечность, они не начнут воцерковляться. Главная задача церковной социальной работы – помочь людям войти в Церковь, а для этого надо так устроить церковную жизнь, чтобы она была интересной и радостной. Если просто сказать нецерковным юношам и девушкам, что смысл жизни в Боге, вряд ли это до них дойдет. А вот когда они узнают о конкретных людях, нуждающихся в их помощи, те, кто отзовется на чужие страдания, захочет помогать, постепенно смогут приблизиться ко Христу. Начинать работу с молодежью надо не с богословского просвещения, а с конкретного общего дела. Но эффективной социальная работа может быть только внутри церковной общины.

Среди первокурсников нового отделения много иногородних. Руководитель Синодального отдела призвал тех из них, кто пока не нашел своего прихода, поскорее определиться и войти в жизнь общины. В Москве выбор есть – много активных приходов, а без участия миссионера в приходской жизни его миссионерство вряд ли принесет желаемые плоды.

Помощь бездомным не должна сводиться к бесплатной кормежке. Накормить, помыть и переодеть их необходимо, но самое главное – помочь этим людям реабилитироваться: вылечиться от алкоголизма (которым почти все они больны), найти хотя бы временное жилье, работу. Во время реабилитации можно аккуратно говорить о вере. Но епископ Пантелеимон предупредил, что это трудно. На улице он старается никому деньги не подавать. «Просящему у тебя дай» (Мф., 5, 42) не означает, что надо дать яд самоубийце, а очевидно, что большинство попрошаек на улице просит деньги на дешевую выпивку. Лучше, по мнению епископа Пантелеимона, купить им в ближайшем магазине еду. Как правило, они не отказываются, потому что голодны. Мы не должны осуждать людей, ходящих с протянутой рукой, но все понимают, что большинство из них обманщики.
Дети-сироты больше всего нуждаются в родственных отношениях. Поэтому социальному работнику лучше выбрать в детском доме одного ребенка и уделять ему все внимание. Не всем по силам усыновить такого ребенка или взять его на патронатное воспитание, но нужно хотя бы раз в месяц брать его домой на выходные и по возможности поддерживать с ним отношения и после его совершеннолетия и выхода из детдома. Епископ Пантелеимон рассказал студентам об опыте члена комиссии протоиерея Константина Сопельникова, который крестил детей-сирот в Доме ребенка, а крестными становились прихожанки, которые поддерживали связь с крестниками после их перевода в психоневрологический интернат. Такая форма помощи сиротам возможна, если крестные относятся к ней неформально. Но все же по возможности надо стараться устраивать детей в семьи. Никакой детский дом, в том числе и православный, не может заменить родителей.

70 лет Церковь была лишена возможности заниматься социальной работой и вообще участвовать в жизни общества. Но именно в то страшное время сотни тысяч епископов, священников и мирян отсидели долгие годы в лагерях или приняли мученическую смерть за Христа. Именно благодаря подвигу новомучеников и исповедников Российских сегодня в нашей стране возрождается церковная жизнь, в том числе и церковная социальная деятельность. Епископ Пантелеимон также отметил, что преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский – монахи, молитвенники, с юных лет удалявшиеся от мирской суеты, сыграли большую роль в истории России, чем многие видные государственные деятели. Как ни важна социальная работа, главное – внутренний подвиг человека. На следующей встрече со студентами, которая состоится через месяц, епископ Пантелеимон обещал рассказать о милостивых святых.

Леонид ВИНОГРАДОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.