Зачем святая Княгиня нацарапала свое имя на рояле

Существует система социальной защиты, но не каждый сотрудник этой системы отдает свою душу несчастным людям. То служение, которе вы здесь несете должно быть не формальным в память о Великой Княгине Елисавете, а искренним движением вашего сердца. Нам нужно не просто возродить эти стены, а наполнить их духом святой преподобномученицы Елисаветы. И дай Бог, чтобы именно так совершалось ваше служение. Служение сестер этой обители

Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия — уникальное в своем роде благотворительное учреждение. «Я принципиально против монахинь, выходящих на служение ближнему в мир, в чем со мной согласны некоторые Иерархи. Мне бы также не хотелось обращать мою Обитель в обыкновенную общину сестер Милосердия, так как во-первых там только одно медицинское дело, а другие виды даже не затронуты и во-вторых в них нет церковной организации, и духовная жизнь на втором плане, тогда как должно быть совершенно наоборот», — писала Елизавета Федоровна.


На фото – Марфо-Мариинская обитель милосердия 100 лет назад (фото вверху) и сейчас (фото внизу). Возрождены даже тропинки, по которым ходила Великая Княгиня

Отложенный юбилей
100 лет Обители исполнилось еще в феврале, но из-за траура в связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия торжества отложили на сентябрь. Сегодня в 8 утра вся улица Большая Ордынка была освобождена от припаркованных машин – в Марфо-Мариинской обители милосердия ждали высоких гостей.


Начальница Обители, Наталья Молибога (в белом апостольнике) раздает последние указания перед встречей Патриарха


Сейчас в обители 16 сестер. В основном они занимаются организацией быта: работают в храме, в книжной лавке и в лавке благочестивой женской одежды, готовят в трапезной и руководят ремонтными работами. Незадолго до юбилея над ними был совершен чин посвящения, подобный тому, какой был утвержден Святейшим Синодом для первых насельниц Обители. Теперь они носят белые апостольники и серые платья с манжетами – как тогда.


Прибытие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла


Преосвященнейший Иларион, архиепископ Волоколамский, председатель ОВЦС, и высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский


Среди почетных гостей была принцесса Баденская Маргарита, последняя из ближайших родственников основательницы обители. «Всем нравится праздновать дни рождения и сегодня у нас такое празднование. Мы сегодня отмечаем возрождение. Это празднование важно потому, что сегодня весь мир оказался в такой ситуации, что особенно нужны люди, готовые помогать бедным, неимущим, как это делала св.прмч. Елисавета – сказала принцесса Баденская Маргарита. – Сегодня этим праздником мы не тратим деньги, а привлекаем деньги именно за счет организации этого празднования. Деньги пойдут на помощь голодным, больным сиротам. Всем тем, кто придет сюда за помощью. А титулы здесь вовсе непричем. Елисавета Федоровна была смиренная женщина, которая была готова помогать всем, кто нуждался в помощи. Сегодня это не менее важно, чем сто лет назад. Патриарх сегодня говорил, что люди должны помогать другим, но с добротой в сердце, именно такой была Елисавета Феоровна, именно так она поступала сто лет назад и именно это нам нужно сегодня» «Моя тетя была бы счастлива видеть возрожденную обитель» – подчеркнула она.



Еще при Елизавете Федоровне в обители были построены два храма – больничный во имя святых жен Марфы и Марии и Покровский собор (архитектор А. Щусев). Расписывать храм Елизавета Федоровна пригласила художника Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина (последний был женат на ее бывшей воспитаннице), и известного скульптора Сергея Коненкова


Cвятейший Патриарх Кирилл отслужил Литургию и молебен преподобномученицам Елисавете и инокине Варваре. В центре храма находился ковчег с мощами святых прмч. Елисаветы и Варвары, которые были привезены из Иерусалима по благословению священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей и переданы Марфо-Мариинской обители архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком. После службы мощи преподобномучениц были перенесены в алтарь и помещены их в специально устроенный ковчег, в котором они теперь будут храниться в обители


На торжества собралось более 300 гостей, в том числе принцесса Баденская Маргарита (на фото внизу – слева), принц Эфиопский Михаил (на верхнем фото – в центре), представители русской эмиграции и дворянских фамилий: Голицыны, Оболенские, Худокормовы, Кочубей, Татищевы, Апраксины, Родзянко, а также супруга Президента России С.В.Медведева (на фото внизу – справа) и участники программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители» – председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного В.И.Якунин, мэр Москвы Ю.М.Лужков, представители Правительства Москвы и члены попечительского совета программы возрождения обители


Светлана Медведева назвала Марфо-Мариинскую обитель символом духовно-нравственного и культурного богатства нашего отечества



«Я хотел бы сказать вам одну важную вещь: можно делать добрые дела без добра в сердце – сказал в конце службы Святейший Патриарх Кирилл. – Существует система социальной защиты, но не каждый сотрудник этой системы отдает свою душу несчастным людям. То служение, которе вы здесь несете должно быть не формальным в память о Великой Княгине Елисавете, а искренним движением вашего сердца. Нам нужно не просто возродить эти стены, а наполнить их духом святой преподобномученицы Елисаветы. И дай Бог, чтобы именно так совершалось ваше служение. Служение сестер этой обители».


После Божественной Литургии Святейший Патриарх наградил орденами Русской Православной Церкви людей, внесших значительный вклад в возрождение обители. Среди них – Юрий Лужков и Владимир Якунин, получившие орден преподобного Андрея Рублева. Орденом великой княгини Ольги удостоена начальница обители Наталья Молибога. Награды также получили предприниматель Василий Анисимов с супругой и Ирина Абрамович


Президент компании «Российские железные дороги» Владимир Якунин сообщил, что по благословению Святейшего Патриарха и по обращению обители милосердия Фонд Андрея Первозванного принял решение передать обители в дар большой иконописный образ Елизаветы Федоровны, принимавший участие в крестном ходе по России с мощами преподобномучениц Елизаветы и Варвары в 2004 – 2005 гг. Тогда этой иконе поклонилось более 10 миллионов человек



Долгое время иконописцы не знали как писать св. прпмц. Варвару, пока не была найдена и опубликована эта фотография. На ней инокиня Варвара среди сестер Обители и раненых солдат – сидит четвертая слева


Торжества были закрытыми, но когда они закончились и все разъехались, в Обитель пустили дожидавшихся у ворот москвичей, желающих поклониться мощам преподобномучениц и приобщиться к столетней истории святого места.

Музей, оживающий на глазах



В музее Обители много интереснейших экспонатов. Например. здесь стоит личный рояль Елизаветы Федоровны, который никогда не покидал стен обители. В советское время, когда в покоях Елизаветы Федоровны был устроен детский сад — на этом рояле играли на детских утренниках, затем он стоял в спортзале в одной из больших комнат и только теперь снова установлен в покоях настоятельницы. На крышке рояля есть подпись владелицы. «Тогда было принято подписывать свои вещи, — рассказывает Анна, экскурсовод музея, — великие князья понимали, что вещь с их подписью будет интересна потомкам. Елизавета Федоровна подписывала и Евангелия, которые дарила в благословение».


В Обители действует замечательный музей, где можно увидеть личные вещи, рисунки и письма прмц. Елисаветы, а так же уникальные фотографии начала XX века (сюда можно попасть в любой воскресный день после Литургии или в будни по предварительной записи по телефону: (495) 951-04-70). Посетив его, мы подготовили для вас несколько небольших очерков о первоначальном устройстве Обители и страницах ее истории:

Марфо-Мариинскую обитель Елизавета Федоровна основала через 2 года после гибели от рук террористов-эсеров мужа, генерал-губернатора Москвы Великого князя Сергея Александровича Романова, сменив траур на белое одеяние сестры милосердия. На устройство Обители и другие дела милосердия пошла треть от всех средств Великой Княгини. Другая треть была передана в казну, третья — отдана ближайшим родственникам.

Немецкая школа
Рассказывает кандидат исторических наук, автор книги «Очерки по истории общин сестер милосердия» священник Андрей Постернак:
— В Марфо-Мариинской обители прмц. Елисавета хотела совместить социальное служение и монашеский строгий устав. Для этого ей понадобилось создать новый вид женского церковного служения, нечто среднее между монастырем и сестричеством. Мирские сестричества, которых в России тогда было множество, не нравились Елизавете Федоровне своим светским духом: сестры милосердия часто бывали на балах, вели слишком светский образ жизни, а монашество она понимала исключительно как созерцательное, молитвенное делание, полное отречение от мира (соответственно и от работы в больницах, госпиталях и т.д.). Воспитанная в протестантской традиции, Елизавета Федоровна, знала, что существовавший в древности институт диаконис можно восстановить и укрепить за ним статус социального служения — в Германии как раз в то время была возрождена община диаконис лютеранским пастором Флиднером и к началу XX века его общин в одной только Германии было уже более 80.
Но эта идея не была воспринята русским церковным обществом того времени. Тем более, что древние диаконисы имели в целом другие задачи. Они помогали в храме — при совершении таинства крещения над женщинами, следили за порядком на женской половине. Елизавета Федоровна попыталась приложить старое название к новому виду церковного служения, но Синод отложил принятие решения, а на Соборе 1917-1918 годов чин диаконис восстановлен не был.


Икона свв. Марфы и Марии, вышитая Елизаветой Федоровной

Не женское дело
Елизавета Федоровна и сама выступала за введение чина с оговорками. Изучив вопрос, она узнала, что в древней Церкви диаконисы были двух категорий: диаконисы по одеянию, принесшие обеты и получившие благословение епископа, и рукоположенные диаконисы (рукоположение обычно происходило по достижении ими 60-летнего возраста и вводило женщин в состав клира). «Я прошу только о первом (разряде), — писала Елизавета Федоровна профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому. — По правде сказать, я совсем не стою за вторую степень, времена теперь не те, чтобы давать женщинам право участвовать в клире, смирение достигается с трудом и участие женщин в клире может в него внести неустойчивость».
Обеты, которые давали сестры милосердия в обители, были временными (на один год, на три, на шесть и только затем на всю жизнь), так что, хотя сестры и вели монашеский образ жизни, монахинями они не были. Сестры могли покинуть обитель и выйти замуж, но по желанию могли быть и пострижены в мантию, минуя иночество. Для монахинь из числа сестер обители планировалось устроить скит, где они могли бы вести уединенный, молитвенный образ жизни. В таком уставе Елизавете Федоровне удалось соединить два вида служения Христу: деятельное служение Марфы и созерцательное — Марии. В этом была уникальность обители.


В сестры принимались только физически здоровые девицы и вдовы православного вероисповедания не моложе 21 года и не старше 40 лет (социальное служение требовало больших физических усилий). В момент открытия в обители было шесть насельниц. Но в апреле 1910 года епископом Трифоном (Туркестановым) в домовой церкви обители были посвящены по утвержденному Святейшим Синодом чину 17 сестер милосердия, в том числе и великая княгиня, возведенная на следующий день митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в сан настоятельницы. Форму для сестер разработал художник Михаил Нестеров.
Сестры делились на крестовых — уже посвященных, они носили на груди крест наподобие иерейского, испытуемых и учениц (девочек из приюта, желавших стать сестрами). Так было и в других сестричествах в России того времени.
На фото справа: крестовая сестра. Слева: испытуемая сестра с подопечной – раненой на войне сестрой милосердия

Главным делом сестер было посещение бедняков «на местах». Все без исключения сестры, вместе с настоятельницей, регулярно обходили ночлежные дома знаменитого Хитрова рынка, делая перевязки больным, препровождая детей в приюты, находя места безработным. В годы расцвета (1914-1917) в Обители трудились более 150 сестер милосердия.

300 обедов по 5 копеек
Первоначально обители принадлежали четыре здания: сестринский корпус с трапезной; больница с амбулаторией (в 1913 году в ней было зарегистрировано 10 814 посещений); дом настоятельницы и дом священника. В доме священника находились также общественная библиотека (1590 томов религиозно-нравственной, светской и детской литературы), комнаты, где учились и жили дети из приюта. Там же была воскресная школа, где в 1913 году обучались 75 девушек и женщин, работавших на фабриках. Позже, когда сестер стало много, был выстроен трехэтажный дом-общежитие. Кроме зданий внутри обители, со временем были выкуплены и несколько зданий снаружи. В одном из них находилась столовая для бедных (в 1913 году в ней ежедневно отпускалось более 300 обедов по 5 копеек), общежитие («дешевые квартиры») для работающих в городе малообеспеченных женщин, ютившихся до того в «коечно-каморочных» сырых квартирах на окраине города.

Первый пациент

Первую операцию в обительской больнице для бедных женщин и детей сделали самой Елизавете Федоровне — у нее была доброкачественная опухоль, которую успешно удалили хирурги. Больница пользовалась успехом. Хирургическое отделение считалось лучшим в Москве, в него привозили самых тяжелых больных, от которых отказывались в других больницах. Для их лечения приглашали лучших специалистов — 34 врача работали бесплатно. Но увеличивать количество коек (их было всего 20) Елизавета Федоровна запретила, так как обслуживание большей больницы отвлекало бы сестер от возможности посещать бедняков на дому, что было их главным делом. Больницы в городе были и без того, а социальных работников не было.

И в амбулатории, и в аптеке лекарства отпускались бедным бесплатно. В 1910 году по 3932 рецептам было выдано лекарств на общую сумму 852 рубля, люди же с достатком могли покупать лекарства за деньги. В том же году в больнице лечились 68 человек (из них 15 детей). Из них лишь одна пациентка умерла (от крупозного воспаления легких), остальные же поправились.

Милость и миссия
— Кроме собственно дел милосердия Елизавета Федоровна и духовник обители о. Митрофан Сребрянский рассматривали в качестве конечной цели создания обители внутреннюю миссию среди самых обездоленных горожан, — рассказывает профессор Андрей Ефимов, заведующий кафедрой истории миссий в ПСТГУ. — «Мы несем страждущим не только материальную помощь, но и свет Христов» — говорила Елизавета Федоровна. Еженедельно духовник Обители о. Митрофан Сребрянский (прписп. Сергий) проводил с сестрами беседы о вере, о Священном писании, чтобы они были готовы к разговору об этом, выходя за стены обители.

Возрождение
После мученической кончины основательницы в 1918 году, Марфо-Мариинская обитель просуществовала почти 8 лет. В 1926 году многие сестры были высланы в Среднюю Азию, помещения обители заняли различные учреждения, но еще два года там действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. В 1928 году Покровский собор был закрыт большевиками.


Удостоверение, выданное сестрам «бывшей Марфо-Мариинской трудовой общины» в 1925 году

С 1929 года в обители размещался клуб Санпросвета. Фрески Нестерова закрасили, а в алтаре, на месте престола, водрузили огромную статую Сталина. В 1944–1945 годах храм заняли новые хозяева — Государственные центральные художественные мастерские при Комитете по делам искусства, занимающиеся реставрацией древнерусской живописи. Возможно, это и спасло храм от полного разрушения.

Возрождение Марфо-Мариинской обители началось в 1992 году. Однако ключи от Покровского храма были возвращены Церкви Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 года.


Молельная комната прпмц.Елисаветы: архивное фото и восстановленный по нему современный интерьер. Под потолком славянской вязью написаны выбранные Великой Княгиней цитаты из Священного Писания


Столовая в Обители: 100 лет назад и сейчас


Торжества закончились и обитель зажила обычной жизнью. Сегодня она больше напоминает отличный музей, а сестры пока являются его хранительницами. В 2008 году была завершена реконструкция архитектурного комплекса обители: храмов, общежития сестер милосердия, воскресной школы с квартирой священника, ограды, сторожки и часовни, домика садовника, павильона в парке, гаража и хозяйственного навеса. Но уже возрожден и приют для девочек (на фото) — сейчас здесь живут и воспитываются 13 сирот. Одна из старших сестер ходит в городские больницы с миссионерскими беседами, заведует кормлением бездомных в обители. В одном из московских психоневрологических интернатов сестер попросили позаниматься с пациентами — научить их писать и читать.
— Есть огромное желание восстановить ту деятельность, какая была в обители при прмц. Елисавете — вздыхает Наталья Молибога. — Но прошло сто лет, сейчас другое время, другие условия, не все что могла позволить себе она, можем позволить себе мы.


Памятник прпмц.Елисавете на территории Обители

См. также: Каша в память о Великой княгине

Марфо-Мариинская обитель: неповторимый образец

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?