Он лежал лицом в грязи и не мог пошевелиться. Ливень усиливался, и Ричард пытался выплюнуть воду, чтобы не захлебнуться: нелепо было бы выжить при крушении самолета и погибнуть в луже.
Его спасение называют невозможным. 12-летний парень был лучшим теннисистом среди юниоров, и вместе с отцом – первоклассным тренером – они летели на турнир в Сан-Диего. За два дня до этого Ричарду Лейверу приснилась авиакатастрофа. Он рассказал маме: «Это не просто плохое предчувствие, я знаю, что самолет разобьется». Та успокоила: «Один шанс на миллион. Такое вряд ли с вами случится».
Когда самолет совершал промежуточную посадку в Далласе и до посадочной полосы оставалось полтора километра, случилось непоправимое. «Я посмотрел направо в окно и увидел грозовое облако. Отца это не беспокоило, он пил ром с колой, курил и смеялся, смотря ковбойский фильм. Но для меня мир будто начал замедляться», – вспоминал позднее Лейвер.
Он пошел в туалет, умылся холодной водой и в тот момент почувствовал: самолет точно упадет. «Внутренний голос сказал: «Не пристегивай ремень». Так и сделал, просто прикрыл его от стюардесс одеялом».
«Бог был необходим в той больнице»
Это была одна из худших катастроф. Пилотам не повезло во время посадки столкнуться с «дождевой бомбой» – непредсказуемым природным явлением во время грозы: холодный воздух из середины грозового облака начинает опускаться с огромной скоростью, его сила настолько велика, что самолет теряет скорость, высоту и падает. Позже выжившие в этой катастрофе рассказывали: казалось, будто воздушное судно что-то толкает.
В тот момент на борту был хаос, крики… Самолет сбил несколько водонапорных башен, а затем упал и взорвался.
Сначала было очень тихо, никто и ничто не двигалось. Повсюду лишь обугленные и искореженные металл и пластик. Десятки пассажирских сидений были разбросаны по земле. Валялись раскрытые чемоданы, одежда, фотографии, кредитные карты, клюшки для гольфа… и люди, части человеческих тел. Многие из погибших сидели пристегнутыми ремнями безопасности. Тлели шины от колес шасси, наполняя воздух черным дымом и гарью.
Тишина длилась всего несколько секунд. Потом со своих мест начали вставать, те, кто выжил: большинство счастливчиков находились в хвостовой части. Они звали тех, с кем летели, но немногие получали ответ. Всего в тот день погибли 137 человек.
Из 30 детей на борту выжил только Ричард, которого ударной волной вынесло из самолета и выбросило в 50 метрах от места катастрофы, на поле. Сильный дождь с градом размером с мяч для гольфа больно бил по его обожженному лицу. Он не мог ни двигаться, ни говорить, ни даже закричать, чтобы позвать на помощь. Осколок самолета повредил живот, Ричард получил ожоги второй и третьей степени, перелом шеи, у него были сломаны руки и коленные чашечки.
Парня заметил проезжавший мимо водитель, позже его на вертолете отправили в ожоговое отделение больницы Parkland Memorial. «Бог был необходим в той больнице, потому что крики за криками доносились от выживших в авиакатастрофе, многие из которых получили сильные ожоги», – говорил он потом о первых днях после трагедии.
«Однажды мы узнаем, каково твое предназначение»
Ричард шел на поправку быстрее других. Когда к нему в палату пустили маму, он спросил: «Как насчет шанса один на миллион?» И услышал в ответ: «Сынок, однажды мы узнаем, каково твое предназначение и в чем цель твоей жизни».
Но выжить оказалось проще, чем научиться жить заново. Ричард Лейвер постоянно искал ответ на вопрос, почему он все еще здесь. Для чего его спас Бог?
В школе Ричард не гнался за оценками, часто дрался, и его выгоняли. «Я сидел в душе, и вода напоминала мне о дожде и граде, бьющем в лицо. Я смотрел в небо и думал, что в меня может врезаться самолет. И все время задавался вопросом: почему живу, а все эти люди, включая моего отца, умерли?»
В 27 лет парень сдался и уже не надеялся на лучшее: он не удерживался на работе из-за постоянных перепадов настроения, пережил несколько депрессий, но не смог окончательно победить тревожность и посттравматическое стрессовое расстройство: «Мне казалось, все может рухнуть в одну секунду. Так зачем тогда начинать?» Без работы, без жилья и почти без денег – в итоге он стал бездомным и жил на пляже Делрей во Флориде.
Он спал на песке в течение 40 дней. На банковском счете оставалось около 200 долларов, но они закончились в первую неделю. В одном из баров Ричарду разрешили есть «в счастливые часы» – время, когда на еду максимальные скидки. Каждый вечер он проплывал сотни метров в надежде, что его схватит акула. «В последнюю ночь на пляже я опустился на колени и закричал. Это было освобождение от всех мучений и боли. Я осознал, что готов драться и не сдамся».
Ричард позвонил сестре, и та купила ему билет на самолет. Так он переехал в Калифорнию и постепенно стал налаживать свою жизнь. Нашлась работа – в одном из клубов Палм-Спрингс Ричард Лейвер стал преподавателем по теннису. Там он и встретил любовь всей своей жизни, женщину по имени Мишель. На тот момент у нее было трое детей, и она переживала сложный развод.
В 2006 году у пары родился общий ребенок. Девочка появилась на свет раньше срока и, как оказалось позже, еще в утробе перенесла инсульт. «Так я стал счастливым отцом дочери с церебральным параличом и понял, зачем я остался жив».
Потерять Кейт
«Раньше я мог сесть в самолет только после хорошей дозы успокоительных или алкоголя. И, наверное, не поверил бы, что буду спокойно это делать каждую неделю, – признавался Ричард в одном интервью. – Однажды ночью я помолился и поднялся на борт, с тех пор больше никогда не боялся летать. Все это благодаря Кейт».
С рождения дочь Ричарда и Мишель Лейвер, Кейт, не ест твердую пищу. Вся ее еда – это особые смеси через зонд. Но из-за сахара и молока в их составе у девочки развились осложнения: выпадали волосы, кожа была серой, появился рефлюкс, ухудшился сон, она почти постоянно была в больницах.
Родители понимали, что смеси из воды, сахара, кукурузного сиропа, мальтодекстрина и казеина причиняют их ребенку боль, но и отказаться от них не могли. Кейт очень плохо набирала вес, в пять лет она весила всего 7 килограмм. Врачи только разводили руками. «Я понимал, что если потеряю дочь, то моя жизнь окончена. Спасая Кейт, спасал и себя самого», – сформулировал позднее Ричард.
Он вместе с женой решил придумать питание, которое поможет ребенку. Для начала они изучили, какие ингредиенты необходимы дочери, чтобы расти. Затем, оторвав этикетку от бутылки Кейт, Ричард и его друг, шеф-повар-веган, направились в местный магазин экологически чистых продуктов и заменили каждый ингредиент более качественным, добавив растительных белков, углеводов и жиров, а также удалив распространенные аллергены. Они также стремились сделать смесь приятной на вкус, что редко учитывается при кормлении через зонд.
«Мы не хотели чего-то, что просто приводило к увеличению веса… мы хотели чего-то, что обеспечит Кейт лучшую жизнь. Чтобы она могла путешествовать с нами, не болея, плавать, радоваться жизни», – говорит Ричард.
«Если бы не авиакатастрофа, у меня не было бы такого упорства»
Каждый новый вариант тестировали под контролем гастроэнтеролога.
Потребовались все сбережения Лейверов, 2 года, 70 неудачных вариантов и кухонный блендер. В итоге у Кейт была гипоаллергенная смесь без молока, глютена и сои, которая при этом содержала 21 суперфуд и антиоксиданты.
Через месяц ее здоровье улучшилось: волосы Кейт снова стали блестящими, щечки порозовели. Ее пищеварение и сон улучшились, она стала в разы активнее и позитивнее. Теперь ее рацион составлял всего 1600 калорий в день, но вес при этом увеличивался.
Кейт к тому времени уже училась в школе, и там требовали, чтобы ребенка кормили только сертифицированной продукцией, прописанной врачом. Так Лейверы вынужденно создали бизнес – запустили компанию Kate Farms, которая производит питательные смеси для людей с особыми потребностями здоровья.
«Сегодня я думаю, что, если бы не та авиакатастрофа, у меня не было бы такого упорства. А значит, не было бы и никакой смеси для моей дочери, потому что у меня не хватило бы решимости продолжать и довести дело до конца, – говорит Ричард. – Моя история – она о том, как парень выживает в авиакатастрофе, а затем спасает жизнь дочери. И тогда наступает прекрасная жизнь. Когда случается трагедия, ваша жизнь не заканчивается, она только начинается. У всего есть цель. Просто нужно копнуть поглубже, чтобы однажды добраться до нее».
Источники:
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.