«Я не считаю, что всех преступников, у которых есть какие-то психические отклонения, надо лечить»

Опрос недели: невменяем, значит, невиновен? Отвечает координатор программы «Социальное сопровождение несовершеннолетних осужденных и молодежи» Елена ГОРДЕЕВА

Около двадцати процентов осужденных страдают психическими расстройствами, но экспертиза признала их вменяемыми. Не всех преступников с психическими отклонениями надо направлять на принудительное лечение, но все они нуждаются в особом внимании психолога и психиатра, считает Елена ГОРДЕЕВА, координатор программы «Социальное сопровождение несовершеннолетних осужденных и молодежи» Центра содействия реформам уголовного правосудия, член наблюдательной комиссии по соблюдениям прав человека в местах принудительного заключения по городу Москве:

— По многолетнему опыту общения с заключенными знаю, что среди них немало людей с психическими отклонениями. По статистике ФСИН психическими расстройствами стра¬дают около 20% осужденных, а в колониях для несовершеннолетних эта цифра составляет 67 процентов. Сами сотрудники воспитательных колоний говорят, что этим воспитанникам нужна помощь не только психолога, но и психиатра, то есть детей надо ставить на психиатрический учет. Многие имеют задержку психического развития. Более половины взрослых осужденных – порядка 400 тысяч человек – склонны к деструктивному поведению разного вида. Однако судебно-медицинская экспертиза не признала их невменяемыми, иначе они должны были бы находиться не в тюрьме.

Но преступления, как правило, совершаются не в спокойных обстоятельствах, а в моменты обострения ситуации. В такие моменты личность, предрасположенная к отклонениям или имеющая задержку в психическом развитии, действует неадекватно. Кроме того, большинство преступлений в нашей стране (я говорю не об экономических преступлениях, а о бытовых) совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Таким образом, если учесть все факторы, которые были на момент преступления, часто трудно сказать, что человек совершил преступление в здравом уме и трезвой памяти. Но это на бытовом уровне, а с точки зрения медицины его нельзя признать невменяемым. Даже, если человек совершил преступление в состоянии аффекта.

Я не считаю, что всех преступников, у которых есть какие-то психические отклонения, надо лечить. Но просто сажать их в тюрьму, где даже к психологу не попадешь (их слишком мало, и задачи у них другие), бессмысленно. Этим людям необходимо особое внимание психолога и психиатра. Пусть в пенитенциарном учреждении, но должно быть уделено особое внимание развитию личности. Тогда можно подкорректировать отставание в психическом развитии. Особенно у подростков. Со взрослыми, конечно, сложнее – личность уже сформирована, но все равно и для них система должна предлагать различные развивающие программы.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?