Взрослые дети

Актеры с синдромом Дауна стали героями Пушкинских трагедий. На сцене театра «Кураж» недавно состоялась премьера нового спектакля театра «Простодушных» — «Пушкин. Болдинские драмы»

Актеры с cиндромом Дауна стали героями Пушкинских трагедий. На сцене театра «Кураж» недавно состоялась премьера нового спектакля театра «Простодушных» — «Пушкин. Болдинские драмы».

За кулисами ко мне подходит высокий парень в черном сюртуке и цилиндре. Жмет руку. Знакомимся – его зовут Антон.

«Я здесь занимаюсь уже 10 лет с хвостиком. Сегодня играю Пушкина. Я вообще-то все роли люблю. Каждую по-своему, — рассказывает Антон. – А еще я люблю, когда к нам гости приходят, и праздники люблю, особенно православные. Они в календаре голубым помечены и зеленым».

Театр «Простодушных» возник в 1999 году. Все началось с поездки в санаторий, где актер Игорь Неупокоев познакомился с группой родителей, у которых были дети с синдромом Дауна. Они попросили поставить им «какую-нибудь сказку». В итоге — поставили «Дюймовочку». Для Игоря игра «особых ребят» стала настоящим открытием.

«В особом театре артисты не играют, они это чувствуют сердцем. Для них – это не работа. Зритель очень четко чувствует — где правда, а где неправда. Профессиональные актеры – это обычные люди, со своими штампами и комплексами. А эти ребята выходят на сцену и играют, как могут, и даже если получается плохо — это все равно хорошо», — говорит он.

После поездки в санаторий Игорь Неупокоев обратился в ассоциацию «Даун-синдром». Начал обзванивать родителей детей с синдромом Дауна. Так набралась труппа.

«Я заберу вас к себе на корабль, у меня есть большой корабль, заберу вас вместе с фотоаппаратом», — говорит улыбчивый парень в красно-золотистом камзоле. Целует мне руку. По сценарию – он герцог.

«Меня зовут Виктор, я работаю гардеробщиком в колледже. Колледж уже окончил, по специальности я полиграфист, — говорит он.

— И эту красотку я с собой на корабль возьму, — Виктор показывает на девушку в белом платье.

Девушка смущенно улыбается. Мама ей застегивает платье, прикалывает брошь. Поправляет прическу.

— Я в этом платье замуж выходила, — говорит мама,– Пришлось только немножко ушить.

Мамы и шьют костюмы, и гримируют актеров и ассистируют режиссеру.

«Без родителей мы бы ничего сделать не смогли. Они за кулисами переодевают ребят, и роли вместе с ними учат. Родители – равноценные участники спектакля», — говорит Игорь Неупокоев.

«Мы поедем летом на дачу. Будем собирать грибы и ягоды, земляника там пахнет медом. Хочешь, я тебе соберу земляники?», — предлагает Антон.

— Ты спишь? Просыпайся, скоро выступление, — тормошит мама Алексея.

Алексею на вид около пятидесяти. Он в черном жилете с белым воротником и кипе, — играет Жида в «Скупом рыцаре».

Помимо театральной студии, Алексей еще ходит на флейту и занимается в мастерской – рисует, лепит, шьет мягкие игрушки.

Пушкин глазами простодушных

В репертуаре театра «Простодушных» – уже несколько спектаклей – это и «Повесть о капитане Копейкине» Гоголя, и постановка пьесы Алексея Ремизова «Прение живота со смертью», и спектакль-притча «Зверь». А теперь еще и «Болдинские драмы» Пушкина.

«Ребята могли не читать эти пьесы и не знать их. Они никогда не капризничают, не спорят, они взрослые послушные дети. Без претензий и без амбиций», — говорит Игорь Неупокоев про своих актеров.

За кулисами – послушные дети. На сцену выходят взрослые, уверенные в себе люди. У каждого свой типаж, свой характер, своя индивидуальность. Сначала играют «Моцарта и Сальери». Затем — «Скупого рыцаря».

Моцарт – подвижный, вдохновленный, только и успеваешь ловить его взглядом. Сальери (его играет сам Неупокоев) – замкнутый, задумчивый, заискивающий перед Моцартом и всеми вокруг.

Здесь нет попытки прочитать Пушкина по-новому. Скорее — попытка показать старое через новое. А это новое и есть — игра «особых актеров».

Актеры нечетко выговаривают слова, запинаются, иногда забывают текст (родители подсказывают из-за кулис). И, не смотря на это, всю трагедию пьес проживаешь по-настоящему.

У ребят нет поставленной дикции и отработанных движений (запоминают, что встать надо примерно так). Поэтому — если возмущение, то оно идет из самого нутра, если отчаяние — то с вырыванием волос и стиснутыми зубами, если радость — то обязательно с прыжками по сцене и смехом в голос.

«Меня интересует в первую очередь публика. Здесь идет разговор со зрителями, которые пришли в зал. И я предлагаю им вот такую интерпретацию Пушкина. Это не социальная реабилитация, а — обычный театр, в котором нужны такие необычные артисты», — говорит Игорь Неупокоев.

«Где достать денег? Ведь отец-то не даст. Отец – скряга. Может попросить у Соломона?», — размышляет рыцарь Альбер.

Жид Соломон (его играет Алексей) наотрез отказывается дать взаймы. Доказывает (водит указательным пальцем, жестикулирует), что деньги можно получить – если приблизить кончину отца.

Диалог актеров строится на интонации-мимике-жестах. Восторженная детская интонация сочетается с тембром голоса взрослого мучжины. И в этом контрасте, и в этом сочетании взрослого и ребенка и есть — вся суть «Простодушных».

«У Бога нет лишних и ненужных людей. Если он дал им жизнь, значит, в этом есть какой-то тайный замысел. И это очень совпадает с христианским мировоззрением и совпадает с теми авторами, которых мы выбираем – с Гоголем, Пушкиным. И мы видим, что ребята с синдромом Дауна – никакие не лишние, может, даже нужнее других. Моя задача как режиссера – такими их показать», — говорит Игорь Неупокоев.

Следующий спектакль состоится 1 апреля на сцене театра «Кураж» (м. Курская, Земляной вал, 33, ТЦ Атриум). Начало в 19-00. Билеты можно приобрести за полчаса до представления. Справки и заказ билетов по телефону: 8 916 293 95 36 (Игорь Неупокоев).

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.