Праздник Введения Богородицы во храм (4 декабря) посвящен совершенно неканоническому событию: в Святая Святых храма, куда сам первосвященник мог заходить лишь раз в год, вошла трехлетняя девочка

00003651

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; икона 15 века из собрания Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

В иконе Введения Богородицы во храм отражена не только хроника события праздника, но и его смысл.

В центре иконы – трехлетняя Дева Мария, которую привели в храм Ее родители – Иоаким и Анна. Долгое время они были бездетны и принесли обет: если Господь даст им родительское счастье, то Младенца они посветят Богу.

Это было жертвой — отдать своего единственного, долгожданного ребенка.

Икона показывает исполнение обещания: Иоаким и Анна приводят маленькую Марию в храм, где семейство встречает иерусалимский священник. По церковному Преданию, им был праведный Захария, будущий отец Иоанна Предтечи, поэтому на иконе его голова окружена нимбом.

Позади священника —  врата Святая Святых – особого места в иерусалимском храме, где в ковчеге хранились главные святыни иудейского народа.

В Святая Святых даже первосвященник входил только один раз в году. Быть в Святая Святых для иудея значило почти то же, что видеть Бога и говорить с Ним, находиться в максимальной близости к Богу.

Но когда Марию привели в храм, священник сделал то, что не делал до того дня никто никогда: по особому вдохновению он открыл дверь Святая Святых для трехлетней девочки.

Святая Святых – прообраз алтаря православного храма. В Православии Богородицу, родившую Христа, Саму стали называть «одушевленным храмом, вместившим невместимого Бога».

Для того, чтобы встретить, вместить Бога, Дева Мария должна была приготовиться. Так и каждому из нас бывает нужно место, где можно остаться в тишине, прийти в себя и вспомнить, что кроме дел и забот этого мира есть кое-что и поважней. 

И не зря именно в праздник Введения Богородицы во храм на службе впервые поют Рождественский канон, напоминающий — «Христос раждается, славите!»

Святая Святых — это и прообраз человеческого сердца: только в его последней глубине человек может встретить Бога.

Тициан, Введение Марии во Храм, 1534-1538 гг

Прот. Всеволод Шпиллер: «Божия Матерь ребенком была приведена в храм. И этот праздник в Православной Церкви празднуется как праздник детей, не только чистоты девства, но еще и чистоты детства. Редко кому дается в жизни сохранить девство тела. Но, по крайней мере, детскую душу, чистоту детской души мы должны стремиться сохранить в себе.

Сегодняшний праздник нас зовет к этому. И улыбается нам Пречистая Дева Мария своей поразительной, не только приснодевственной, но детскою улыбкой чистоты, такой детской ясности! И блажен тот, кто сумел сохранить в течение своей жизни эту детскую чистоту, ясность и простоту.

«Будьте как дети!» Сегодняшний праздник нам и об этом напоминает».

Джотто, Введение Марии во Храм, 1305 год

Неизвестный немецкий автор; Введение Марии во храм, 18 век

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Современная греческая икона

00003654

Главными занятиями Девы Марии с тех пор, как она стала жить при храме, были молитва, чтение Священного писания и рукоделие. Из храма Дева Мария не отлучалась. По преданию, пищу Она принимала от Ангела, — как это изображено в правом верхнем углу иконы. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; икона 15 века из собрания Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Фрагмент

Несмотря на младенческий возраст, Пресвятая Дева одета в мафорий – одежду, в которую одевались замужние палестинские женщины. Эта, казалось бы, незначительная деталь подчеркивает исключительную, особую Святой Девы в истории мира.

00003655

Вверху иконы мы видим красное полотно, что оно означает на символическом языке иконографии? В древнерусской живописи красное покрывало — велум — символически означает, что действие происходит внутри помещения, в нашем случае – в иерусалимском храме, интерьеры которого мы видим на иконе. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; икона 15 века из собрания Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Фрагмент

 

На голове священника – кидар – головной убор священства иерусалимского храма. К кидару крепилась золотая дощечка с надписью: «Святыня Богу».

Джованни Дальорто; Введение Марии во Храм, 17 век

3_Vvedenie_Studeniza

Фреска «Введение во храм Пресвятой Богородицы» из Кралеве церкви монастыря в Студенице (Сербия)

За Иоакимом и Анной изображены иудейские девы с зажженными светильниками, сопровождавшие Марию в храм. Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы с пророками предстоящими святыми, 18 век

Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы с пророками предстоящими святыми, 18 век

 

2_Vvedenie_Protat

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фреска собора Протата в Карее, Афон 13 в. Иконописец Мануил Панселин

1_Vvedenie_Kaxrie_Jamy

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе (Кахрие Джами). Фрагмент, 14 в

Бассано; Введение Марии во Храм, 1573 год, набросок

Мастер из Кальцадо; Введение Марии во Храм, 16 век

800795 01.01.1968 Деревянная икона "Введение во храм", XVI век. Архангельский музей изобразительных искусств. Олег Игнатович/РИА Новости

Деревянная икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, 16 в. Архангельский музей изобразительных искусств

Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы с пророками предстоящими святыми, 18 век

Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы с пророками предстоящими святыми, 18 век, Греция

12_Vvedenie_GIM_lestniza

Введение во храм Пресвятой Богородицы, 17 век; икона из собрания Государственного Исторического музея

11_Vvedenie_Etash_Lusier

Картина «Введение Марии во храм» французского художника Эсташа Лесюера 1616-1655 гг. из собрания Государственного Эрмитажа

Братья Лимбурги, Введение Марии во Храм, книжная миниатюра, 1415 год

8_Vvedenie_Djotto

Введение во Храм; Джотто, капелла Скровеньи, Падуя, 1303 г

Введение во Храм; Ганс Гольбейн, 1493 год

Сано ди Пьетро; Введение Марии во Храм, 1450 год

7_Vvedenie_Severnaya_Dvina

Введение во храм Пресвятой Богородицы, Новгород, 14 в. Из Троицкой церкви села Кривое на Северной Двине

Введение во храм Пресвятой Богородицы, Новгород, 14 в. Из Троицкой церкви села Кривое на Северной Двине. Таблетка

Пьетро Теста; Введение Марии во Храм, 1642 год

6_ Vvedenie_vo_hram_XVI_Novgorod

Введение Богоматери во храм, с житийными сценами. Новгород, 16 в., Государственная Третьяковская Галерея

Бартоло ди Фреди; Введение Марии во храм, 1360 год

10_Vvedenie_Tintoretto

Тинторетто. «Введение Марии во храм» 1553-1555 гг. Церковь Санта Мария дель Орто, Венеция

Введение Марии во храм; неизвестный автор, 1463 год

2012-04-12-vvedenie-icons-18

Введение Богородицы во храм. Современная роспись Введенского собора Оптиной Пустыни. Как видно, композиция разделена на три части – слева процессия дев со свечами, в центре первосвященник Захария встречает Пресвятую Деву в храме, а справа она препоручается св. Иосифу Обручнику. Фото: Екатерина Степанова

Введение Марии во храм; Альфонсо Босхи, 17 век

2012-12-04-vvedenie-icons-17

Т.А.Нефф. Введение Богородицы во храм. Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора, Санкт-Петербург, 1846-1848 гг.

2012-12-04-vvedenie-icons-16

Икона «Премудрость созда Себе Дом» также называется «Киевская икона Софии Премудрости Божией». Поздняя иконография основывается на тексте из книги Притчей Соломоновых, но в ней можно увидеть и особый акцент на образе Божией Матери как предсказанного пророками «пречистого Храма Спасова, многоценного Чертога и Девы» (кондак Введения Богородицы во храм)

13_Vvedenie_Greziya_17v

Введение во храм Пресвятой Богородицы, 17 в.; Греция

15_Vvedenie_Xalandar2

Введение во храм Пресвятой Богородицы (фрагмент); Греция, Афон; 16 в.

14_Vvedenie_Xalandar

Введение во храм Пресвятой Богородицы, 1320г.; Византия, Афон

Иллюстрации: Александр Иванов