Чтобы встретить Бога, Дева Мария готовилась. Так и каждому из нас нужно место, где можно остаться в тишине, прийти в себя и вспомнить, что кроме забот этого мира есть кое-что и поважней

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, фрагмент; икона 15 века из собрания Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Праздник Введения Богородицы во храм (4 декабря) посвящен совершенно неканоническому событию: в Святая Святых храма, куда сам первосвященник мог заходить лишь раз в год, вошла трехлетняя девочка.

В иконе Введения Богородицы во храм отражена и хроника события праздника (как его передает церковное Предание), и его смысл.

В центре иконы – трехлетняя Дева Мария, которую привели в храм Ее родители – Иоаким и Анна. Долгое время они были бездетны и принесли обет: если Господь даст им родительское счастье, то Младенца они посветят Богу. Это было жертвой — отдать своего единственного, долгожданного ребенка.

Икона показывает исполнение обещания: Иоаким и Анна приводят маленькую Марию в храм, где семейство встречает иерусалимский священник. По церковному Преданию, им был праведный Захария, будущий отец Иоанна Предтечи, поэтому на иконе его голова окружена нимбом.

Позади священника —  врата Святая Святых – особого места в иерусалимском храме, где в ковчеге хранились главные святыни иудейского народа.

В Святая Святых даже первосвященник входил только один раз в году. Быть в Святая Святых для иудея значило почти то же, что видеть Бога и говорить с Ним, находиться в максимальной близости к Богу.

Но когда Марию привели в храм, священник сделал то, что не делал до того дня никто никогда: по особому вдохновению он открыл дверь Святая Святых для трехлетней девочки.

Святая Святых – прообраз алтаря православного храма. В Православии Богородицу, родившую Христа, Саму стали называть «одушевленным храмом, вместившим невместимого Бога».

Для того, чтобы встретить, вместить Бога, Дева Мария должна была приготовиться. Так и каждому из нас бывает нужно место, где можно остаться в тишине, прийти в себя и вспомнить, что кроме дел и забот этого мира есть кое-что и поважней.

И не зря именно в праздник Введения Богородицы во храм на службе впервые поют Рождественский канон, напоминающий — «Христос раждается, славите!»

Святая Святых — это и прообраз человеческого сердца: только в его последней глубине человек может встретить Бога.

Тициан, Введение Марии во Храм, 1534-1538 гг

Прот. Всеволод Шпиллер: «Божия Матерь ребенком была приведена в храм. И этот праздник в Православной Церкви празднуется как праздник детей, не только чистоты девства, но еще и чистоты детства. Редко кому дается в жизни сохранить девство тела. Но, по крайней мере, детскую душу, чистоту детской души мы должны стремиться сохранить в себе.

Сегодняшний праздник нас зовет к этому. И улыбается нам Пречистая Дева Мария своей поразительной, не только приснодевственной, но детскою улыбкой чистоты, такой детской ясности! И блажен тот, кто сумел сохранить в течение своей жизни эту детскую чистоту, ясность и простоту.

«Будьте как дети!» Сегодняшний праздник нам и об этом напоминает».

Джотто, Введение Марии во Храм, 1305 год

Неизвестный немецкий автор; Введение Марии во храм, 18 век

Несмотря на младенческий возраст, Пресвятая Дева одета в мафорий – одежду, в которую одевались замужние палестинские женщины. Эта, казалось бы, незначительная деталь подчеркивает исключительную, особую Святой Девы в истории мира.

На голове священника – кидар – головной убор священства иерусалимского храма. К кидару крепилась золотая дощечка с надписью: «Святыня Богу».

Джованни Дальорто; Введение Марии во Храм, 17 век

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фреска собора Протата в Карее, Афон 13 в. Иконописец Мануил Панселин

1_Vvedenie_Kaxrie_Jamy

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе (Кахрие Джами). Фрагмент, 14 в

Введение во Храм; Джотто, капелла Скровеньи, Падуя, 1303 г

Сано ди Пьетро; Введение Марии во Храм, 1450 год

Бартоло ди Фреди; Введение Марии во храм, 1360 год

Введение Марии во храм; неизвестный автор, 1463 год

Иллюстрации: Александр Иванов