Представители общественных организаций, занимающихся поддержкой детей-сирот и детей-инвалидов, подготовили проект письма Дмитрию Медведеву и обсуждают окончательный его вариант. На данный момент 5 организаций уже подписали это письмо и 20 собираются это сделать.
Волонтеры озабочены происходящим в последнее время вокруг специализированных учреждений, в которых содержатся дети-инвалиды и сироты. Действительно, на протяжении нескольких лет в СМИ то и дело вспыхивают скандалы, связанные с обращением с детьми в детдомах и интернатах. В частности, непростая ситуация Павловском детском доме-интернате Ленинградской области, фотографии изможденного воспитанника которого попали в интернет. До этого был Омский детдом, где мальчика привязали к кровати, теперь – Разночиновка Астраханской области «прославившаяся» фотографиями безымянных детских захоронений. По мнению составителей письма, содержание ребят в современных российских детдомах не только не позволяет им социализироваться в своей взрослой жизни, обрекает их на положение изгоев в будущем, но и является угрозой их здоровью и жизни. Существующая ситуация прямо противоречит подписанной и ратифицированной Россией Конвенцией ООН о правах ребенка – говорится в проекте документа.
Причины сложившейся ситуации составители обращения видят в частности в несоответствии системы социального обеспечения общественным ожиданиям, так как создавалась эта система в годы, когда закрытость и изоляция были нормой, ориентированности ее на изъятие детей из семьи. А так же неэффективности ведомственных проверок и административные преграды для волонтеров и других некоммерческих организаций, стремящихся работать в детских домах и домах ребенка.
Подписавшиеся просят президента поручить Правительству РФ разработать федеральную целевую программу, направленную на разукрупнение детских домов и реорганизации их в сервисные центры, оказывающую поддержку семьям с детьми-инвалидами, и семьям попавшими в сложную социальную ситуацию. Кроме того, как говорится в проекте письма, необходимо законодательно закрепить право общественного контроля над такими учреждениями и разработать экономические меры по поддержке некоммерческих организаций, оказывающих поддержку инвалидам и сиротам, что позволит справиться с государственной монополией на оказание социальных услуг.
– Интернаты на Западе совершенно не похожи на наши. – Рассказывает Роман Дименштейн, юрист Центра лечебной педагогики. – Дети, которые живут по несколько человек в домике, воспроизводят нормальное общежитие людей. Учатся общаться, вместе ходят в школу. У нас же это – бараки на 300-500 человек, с полным отсутствием своего пространства у воспитанника, некуда даже положить вещи, если они есть. В таком месте невозможно выстраивать отношения, все обезличены, оттуда нельзя вырваться по собственному желанию. Это страшная, губительная система и в нее постоянно идет какая-то помощь. Бизнес, вместо того, чтобы вскрыть ее, поддерживает такие учреждения деньгами, чтобы они и дальше работали по привычной схеме. Удивительно, что вокруг страшных мест появляются неравнодушные люди, которые хотят общаться с детьми и помогать им, а мы начинаем слышать про них гадости.
По мнению Дименштейна, ставку сейчас нужно делать на преобразование самой системы: администрациям детских домов и интернатов необходимо запретить когда бы то ни было отказывать в допуске ни одному волонтеру. Необходимо добиваться обязательного образования таких ребят, что закреплено в Конституции. Тогда учителя смогут контролировать посещение ребятами школ, и поднимать тревогу, если кто-то не пришел на занятия.
– Многие считают, что систему детских домов надо сохранить. – Говорит Роман. – Но ради чего ее сохранять? Эта система может еще некоторое время держаться только за счет волонтеров. Кое-как, с огромным трудом, на самой грани человечности. Всякий раз, когда администрации интернатов говорят, что им волонтеры не нужны, это значит, что внутри учреждения что-то происходит, что детей хотят погубить.
По словам юриста, даже представители правоохранительных органов зачастую не могут войти в спецучреждения без получения права на проверку. Зато такое право есть у омбудсменов – уполномоченных по правам человека, которые могут в любое время открыть любую дверь и посмотреть, что за ней творится. К сожалению, у нас уполномоченные могут сделать так только раз, потом на их место поставят другого человека. В такой ситуации, считает Дименштейн, волонтеры чувствуют себя заложниками. Если они расскажут, что видят в интернатах, путь туда для них будет заказан, если промолчат – станут соучастниками. Поэтому необходимо разработать типовой договор, регулирующий отношения общественников и администраций детских учреждений, в котором будут регламентированы часы посещений и права обеих сторон.
Как видно, проблем и несостыковок между госслужащими и НКО хватает, именно поэтому представители некоммерческих организаций пока спорят о том, что именно должно быть сформулировано и предложено в письме президенту.
– Мы не можем отправить 20 страниц текста и сейчас договариваемся о нюансах. – Поясняет Мария Островская из волонтерской организации «Перспектива». – Но все сходятся в одном: на данный момент наше государство в отношении социальной поддержки детей отстает от других стран, в большинстве которых такие огромные интернаты как у нас, просто запрещены. Сейчас законодательство вынуждает родителей инвалидов отдавать их в эти «фабрики детского несчастья», как их назвал адвокат Павел Астахов. Если ребенок с нарушениями здоровья остается дома, его мать получает на него 1200 рублей в месяц, и она не может выйти на работу, потому что ему требуется постоянный уход. А на уход за таким ребенком в интернате государство выделяет 30-40 тысяч рублей ежемесячно, в зависимости от города. Но в интернате ребенок не только не может выздоравливать, развиваться и социализироваться, напротив, его психологическое и физическое состояние усугубляется.
Мария привела в пример печально известную Разночиновку, где, по сведениям волонтеров, девочкам делаются аборты, ребята не учатся, их не лечат и они умирают. А на инициированных там надзорных мероприятиях лишь проверяют санитарно-эпидемиологический режим, качество питания и хозяйственную деятельность администрации.
Вряд ли в настоящий момент технически возможно единым махом трансформировать существующие десятилетиями интернаты в небольшие пансионы с индивидуальным подходом к каждому воспитаннику. Но составители обращения надеются на то, что государство обратит свой взор на оставшихся на его попечении юных граждан и даст тем, кто хочет помочь в их воспитании, возможность сделать это.
Предварительный текст Открытого письма Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву находится здесь
Анна ЗАХАРЧЕНКО