Двое мужчин, мокрые по пояс, перемазанные в грязи, выбились из сил. От холода начинало знобить. Шел второй час спасения Range Rover: машина стояла по самое лобовое стекло в воде. На подмосковный лес опускались сумерки.
А все так хорошо начиналось – Иван купил новую машину и позвал друга Артема на лесной тест-драйв. Мужчины еще не знали, что будут проверять не авто, а собственную выносливость. Силы заканчивались, джип не двигался. Телефон не ловил, чтобы позвать на помощь.
Неожиданно повезло – дозвонились другу. Он заполнил заявку в интернете и вызвал подмогу: добровольцев из службы внедорожной эвакуации и взаимопомощи на дорогах «Джип Алерт». Для этих ребят застрявшая машина – вызов, который принимают с азартом.
Застрявший в грязи джип или увязшая в снегу скорая – проблемы, актуальные для всей России
10 лет назад идея бесплатной помощи на дорогах пришла в голову волонтеру Илье Голиневичу. Он застрял в поле, когда искал пропавшего грибника в составе поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Говорит, нужно было дернуть буквально метр, но в платной эвакуации назвали сумму в 25 000 рублей. Рассказал собеседнику, что занимается волонтерством и застрял в процессе поисков. Ему ответили: «Тогда 20 000».
По словам Ильи, это был удар в самое сердце. Он приехал домой и создал тему на форуме «Лизы Алерт», чтобы объединить джиперов-волонтеров Подмосковья.
Если кто-то из них застревал, остальные получали смс-оповещение и приезжали на помощь.
Число участников «Джип Алерт» росло, и вскоре одна смс-рассылка на 500 человек обходилась в 1000 рублей. Чтобы автоматизировать работу и сэкономить, Илья, программист по профессии, сделал сайт и мобильное приложение. Застрявший звонил на горячую линию или отправлял заявку через интернет, а волонтеры получали пуш-уведомление.
Со временем наш герой понял, что застрявший в грязи джип или увязшая в снегу скорая – проблемы, актуальные для всей России. И решил расширять географию. Автоволонтеры из Тулы или Саратова с энтузиазмом регистрировались. Но через пару месяцев удалялись: не было заявок о помощи. В регионах мало кто знал о приложении. Чтобы участникам было кого спасать, Илья стал выкупать заявки застрявших людей у сайтов-агрегаторов. Платил по 1000 рублей за обращение. Так по сарафанному радио удалось привлечь реальных пользователей.
Всероссийское добровольческое движение взаимопомощи на дорогах «Джип Алерт» существует с 2013 года. За время работы служба получила 32710 заявок о помощи. В приложении зарегистрированы 62 628 автоволонтеров. Среди них есть и владельцы легковых машин – мужчины и женщины, которые помогают прикурить или поменять колесо. А еще – возят на лечение детей и инвалидов по заявкам более сотни НКО, зарегистрированных в «Джип Алерт».
«Жена привыкла. Спрашивает только: ты надолго?»
Константин узнал о «Джип Алерт» три года назад от знакомых из московского автоклуба. Мужчина занимается грузоперевозками, решил помогать в свободное время. В багажнике его Chevrolet TrailBlazer всегда лежат тросы, шаклы (такелажные скобы, которые помогают закрепить буксировочный трос. – Ред.), две лопаты, топор, ремкомплект для шин и походная газовая плитка, чтобы согреться горячим чаем.
Константин не боится сложных случаев. Например, однажды вытащил фуру, которая неудачно развернулась на заснеженной деревенской дороге и забуксовала на льду. Вытаскивал, конечно, не один – вместе с еще тремя автоволонтерами.
• Оставить заявку на сайте X-15.ru
• Позвонить 8800 550-69-11. Звонок по России бесплатный.
• Позвонить 112. В большинстве регионов России сотрудники направят застрявших к «Джип Алерт» и дадут номер добровольцев.
При заполнении заявки на сайте GPS на телефоне определит координаты и передаст их в систему «Джип Алерт». Программа начнет рассылку уведомлений добровольцам. Первыми уведомления получат волонтеры в радиусе 5 км, затем 10 км, 15 км. И так до тех пор, пока на заявку не появятся отклики.
Застрявший получит телефоны свободных волонтеров. Он должен позвонить им и договориться. В сложных случаях приезжают несколько помощников. Например, если у первого джипера нет нужного оборудования или он тоже застрял.
Четыре машины сцепились тросами и образовали паровозик. Отцепили тягач от прицепа, откопали лопатой колеса, подложили доски, вытянули. Затем так же достали прицеп. Начали в 8 вечера, закончили около полуночи. «Замерзли очень. Водитель фуры сказал: «Ребят, спасибо, вот вам бутылка коньяка». Но мы, конечно, отказались», – говорит Константин.
Жена, признается Константин, к его поездкам привыкла. Спрашивает только: ты надолго? «Говорю: через час-полтора вернусь. А сам могу через 5-6 часов приехать – усталый, измученный, но довольный».
«Говорю: вы же снова застрянете. Отвечают: да пофиг, снова сделаем заявку»
Не все клиенты «Джип Алерт» одинаково благодарны. Есть те, кто не ценит труд автоволонтеров. Однажды Константин откликнулся на заявку, где нужно было вытащить две «Нивы», застрявшие в поле. Приехал на место, увидел компанию подвыпивших парней. Машины стояли под горку, сцепленные тросом. Колеса сантиметров по 20–30 в снегу.
Нужно было откапывать. Мужчины покопали пять минут, сказали, что замерзли, и пошли в машину. Константин продолжил один. Сначала дернул две «Нивы» вместе, потом по очереди отбуксировал в конец поля, куда попросили.
«Там был тупик, я понимал, что они по любому поедут обратно. Говорю: вы же снова застрянете. Отвечают: да пофиг, снова сделаем заявку. Меня такое отношение удивляет! Вместо поездки к ним я мог бы реально кому-то помочь, например, прикурить машину семье с детьми.
Когда ехал обратно – слегка присел. Пока откапывал машину, увидел другого автоволонтера. Оказалось, наши герои сделали несколько заявок в «Джип Алерт». А через пару дней услышал от знакомых, что и они ездили ночью на то самое поле, буксировали «Нивы» в обратную сторону», – говорит Константин.
Таких заявителей в приложении не банят, продолжают помогать. Впрочем, у каждого пользователя приложения есть статистика. Доброволец может откликнуться на заявки тех, кто не только вызывает помощь, но и помогает другим.
Помогли вам, помогите и вы
Проект существует на пожертвования, главные благотворители – сами автоволонтеры. Они подключают регулярные донаты в 100–500 рублей. В месяц собирают около 10 000. Еще 5000 обычно приходит от спасенных. На следующий день после помощи им отправляют смс – помогли вам, помогите и вы.
К сожалению, сборы не позволяют закрыть даже базовые потребности «Джип Алерт». На оплату телефонии, смс, пуш-уведомлений и других систем требуется около 40 000 рублей в месяц. Создатели движения мечтают о колл-центре, это еще не менее 120 000 рублей в месяц.
Волонтеры чаще всего покупают бензин за свой счет или за счет спасенных людей. Если в процессе спасения машина добровольца сломается, он чинит ее за свой счет.
Илья Голиневич мечтает изменить ситуацию: чтобы государство через Фонд президентских грантов компенсировало расходы на ГСМ. С этой целью три года назад он создал благотворительный фонд. Теперь работает над приложением-трекером, которое отслеживает расход бензина, чтобы волонтеры могли отчитаться за полученные деньги. Если удастся контролировать расходы, есть вероятность, что фонд получит грант.
Среди волонтеров есть менеджеры, следователи и звезды
Типичный автоволонтер – мужчина 35–50 лет с семьей среднего достатка. Он покупает джип, чтобы кататься по лесам с друзьями, но такие поездки быстро надоедают. «Другое дело – откликаться на заявки и ехать, думая: удастся ли помочь? Это азарт! Каждый отклик – новое неизведанное приключение. Смотришь на фото и описание и думаешь: справлюсь или нет? Многие автоволонтеры пишут, что это хороший способ получить удовольствие и сделать доброе дело», – признается Илья.
Среди добровольных помощников менеджеры, директора, водители скорых, спасатели МЧС, полицейские и даже звезды с Рублевки. Они узнают о «Джип Алерт» от друзей или, когда им самим помогают на дороге. Но бывают и более интересные случаи. Однажды Илье позвонили из прокуратуры: конкуренты пожаловались, якобы «Джип Алерт» незаконно зарабатывает.
«Я рассказал о нашем некоммерческом проекте, мы вместе посмеялись над жалобой. Следователь заинтересовался, скачал приложение и теперь он один из нас», – делится Илья.
Волонтерам не обязательно слышать сигнал пуш-уведомления, чтобы помогать. Они всегда выручат автомобилиста на дороге. Из-за этого до них даже бывает трудно дозвониться. «Сегодня я вышел из магазина и увидел, что женщине, на вид старше 50 лет, нужна помощь, машина не заводилась из-за старого аккумулятора, – говорит Константин во время нашего интервью. – Прикурил бустером. Рядом был магазин автозапчастей, где у меня корпоративная скидка. Мы с ней съездили и выгодно купили ей новый аккумулятор».
«Спасибо, что спасли козла»
На автоволонтеров можно положится и в нестандартных ситуациях. Например, однажды Илья получил заявку от женщины, у которой… козел застрял между железными прутьями забора.
«Она позвонила на горячую линию, говорит: «Вытащить не могу, уже час так сидит, орет, время 9 вечера. Звонила в МЧС, сказали: позвоните в «Джип Алерт», там настоящие русские мужики, помогут», – рассказывает Илья. Через пять минут к ней пришел сосед с болгаркой, жил через два дома, увидел знакомый фасад на фото. Отогнул железную скобу, отбил приваренный прут, козел освободился.
Женщина потом благодарила в группе: «Спасибо, вы единственные, кто откликнулся!»
А недавно в «Джип Алерт» пришла заявка от инвалида, который застрял на кресле с электроприводом на трассе в Курской области. У мужчины сел аккумулятор. Проезжавшие мимо люди не могли помочь: коляска не влезала в багажник стандартной машины. В Службе спасения 112 посоветовали обратиться в «Джип Алерт». Через 10 минут на месте уже был доброволец на большом внедорожнике. И такая заявка, говорит Илья, не первая и точно не последняя.
Коллажи Оксаны Романовой с использованием фотографий «Джип Алерт» https://vk.com/x15ru
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.