Волна детских самоубийств продолжается

Еще о трех самоубийствах детей сообщили информационные агентства 16 февраля. На вопрос о причинах эпидемии детских суицидов отвечает протоиерей Георгий Бреев

Еще о трех самоубийствах детей сообщили информационные агентства 16 февраля. Накануне в Элисте была найдена повешенной десятилетняя девочка, в Москве также повесилась 12-летняя девочка, а 13-летняя девочка из Петербурга выбросилась с 8 этажа. Сегодня на вопрос о причинах эпидемии детских суицидов отвечает протоиерей Георгий БРЕЕВ, настоятель храма Рождества Богородицы в Крылатском (Москва), духовник города Москвы:

— Я помню, что и меня в 15-16 лет несколько раз посещали такие мысли. Время было послевоенное, наша семья жила очень трудно, мы не всегда ели досыта, не хватало самой необходимой одежды. И вот иногда неожиданно для меня самого приходило в голову: «Сейчас можно одним махом положить конец своим страданиям». И от мысли такой становилось страшно. Я еще не был крещен, но в душе уже имел веру в Бога и почувствовал, что это какое-то наваждение, и твердо решил: «Нет, я жизнь люблю, и что бы ни происходило, буду справляться с жизненными трудностями, не бояться их». Ну а когда крестился, это бесовское наваждение ушло. Потом уже, читая Евангелие, святых отцов, понял, насколько точно я, не имея ни религиозных знаний, ни духовного опыта, определил суть тех мыслей. От сердца идут наши помыслы, и за губительными мыслями всегда стоит искуситель – он кладет их в сердце человека. И особенно часто искушаемы бываем мы мыслями о самоубийстве именно в юношеском возрасте – душа еще не окрепла, жизненного опыта не хватает.

Пожилые люди гораздо реже добровольно уходят из жизни. Только если узнают о неизлечимой болезни, считают, что теперь у них нет перспективы. На самом деле страдания имеют глубокий духовный смысл, они попущены Богом, но без веры человек этого понять не может. Недавно читал книгу священномученика Аркадия (Остальского), 19 лет проведшего в лагерях. Она так и называется: «Мы не должны бояться никаких страданий». Но мы не можем прилагать такую мерку к современному человеку, не получившему духовного воспитания. И большинству нашей молодежи тоже никто не рассказал о вечной жизни. А без этого не только страдания, но и любые трудности кажутся бессмысленными.

Конечно, есть и социальные причины. Недавно показывали по телевизору сюжет о многодетной семье (кажется, в Закавказье), которую выселили из квартиры за неуплату. Один из сыновей выпрыгнул с двенадцатого этажа. Судя по всему, он раньше говорил матери, что сделает это, если их выселят. «Я ж его умоляла не делать этого», – плакала она. Сюжет был о произволе наших органов, но как же юноша без рассуждения нанес такую травму своим родителям?

Многие родители сегодня еле концы с концами сводят, дети и не мечтают получить хорошее образование, а рядом их ровесники, полностью обеспеченные. И если родители не вложили в них веру в человеческое достоинство (я уж не говорю о вере в бессмертие души), многие начинают искать утешение в алкоголе и наркотиках. К социальным трудностям прибавляется зависимость, и тогда жизнь действительно становится невыносимой. Я видел ломку юношей-наркоманов – страшная картина!

Нужна воля, чтобы не спасовать перед трудностями. И в житиях святых мы видим немало примеров такой воли. Многие святые росли в многодетных бедных семьях, с малолетства трудились, но не унывали, а укреплялись в вере, в желании посвятить жизнь служению Богу.

Да и в миру мы знаем немало людей из бедных семей, получивших хорошее образование, многого добившихся. А бывает и наоборот – человек всем обеспечен, а унывает, не видит смысла в жизни. Недавно к нам в храм стала ходить очень обеспеченная женщина. Жалуется, что сын-школьник в апатии, целыми днями сидит дома, ничего не делает, ничем не интересуется. В чем причина? В избалованности, вседозволенности? Не знаю. Я посоветовал ей обратить внимание на здоровье сына. Причиной такого состояния могут быть и наваждение, и проблемы с психикой. Считаю, что хорошему психотерапевту показаться нелишне. А если удастся уговорить его сходить в храм на исповедь, замечательно. Опытные духовники хорошо понимают состояния юношеской неустойчивости, апатии. Знаю случаи, когда после исповеди и причастия подростки менялись, апатия проходила. Но насильно в храм не поведешь. Проблема еще в том, что в переходном возрасте дети часто становятся замкнутыми, никому не доверяют, не верят, что кто-то из взрослых способен их понять, стесняются поделиться своими мыслями, переживаниями. Душевные потемки осложняют жизнь самому подростку, искусственно превращают ее в сплошное страдание. Надо искать ключ к сердцу ребенка, чтобы он доверял родителям, видел в них старших друзей. И самое главное – внушать им с детства, что жизнь – самый ценный дар, данный нам Богом.

Как правило, самоубийства совершают дети из нецерковных семей. Решение, как хоронить, принимают родственники. Далеко не все приходят в храм и после трагедии. Но если приходят и говорят, что подросток был крещен, я считаю, что мы должны идти им навстречу. Ведь отпевание – не конечное решение, нигде не сказано, что если человека отпели, он уже в раю. Это не мы решаем, а Господь. Мы же лишь просим Его о милости к душе, которая в этой короткой жизни настрадалась и прошла лабиринты заблуждений. Мне кажется, если разумный человек верит в вечную жизнь, для него естественно попросить: «Помилуй, Господи, и прости ему все прегрешения вольные и невольные». Ну а если подросток не был крещен, вопрос об отпевании не стоит, но мы можем и должны с любовью и состраданием посоветовать безутешным родственникам поминать его в домашних молитва и надеяться на милость Божию.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?