Видеть чудо

С утра до вечера мы указываем детям на ошибки, наказываем или прощаем. У большинства взрослых это неплохо получается. И поэтому возникает иллюзия, что ты делаешь для детей все необходимое

Чем старше ты становишься, тем реже ты произносишь слово «любить» в бытовом повседневном разговоре, потому что начинаешь понимать, что каждый раз произнесенное оно и обесценивается, и, по сути, не отражает того, что должно отражать. Не понимая смысла его до конца и чувствуя, что вряд ли поймешь, начинаешь искать какие-то замены, упрощенные эвфемизмы.

В силу обстоятельств, постоянно и круглосуточно находясь среди детей, невольно начинаешь думать о том, каким более понятным тебе словом можно заменить недостижимое «любить».

С утра до вечера мы указываем детям на ошибки, отмечаем достижения, ругаем и хвалим, наказываем или прощаем. У большинства переживающих за детей взрослых это неплохо получается. И поэтому возникает иллюзия, что ты делаешь для них все необходимое. Но, наверное, это не совсем правильно. Я не опытный педагог и пока не состоявшийся родитель, но, мне кажется, правильной реакцией на любого ребенка, будет желание его беречь. Это ни в коем не случае не означает «сюсюкаться» и выполнять его прихоти, не отменяет строгость и требовательность.

Ребенка надо беречь в том смысле, в каком мы бережем что-то, чем очень дорожим, скажем, вещью доставшейся нам по наследству от прабабушки – мейсоновской статуэткой 1915 года рождения. Мы дорожим этой единственной вещью предков, стараемся уберечь ее от падений и даже если она – по нашей же неосторожности – вдруг треснет, склеиваем ее, ругая собственную неаккуратность. Никому не придет в голову обвинять дорогую фарфоровую даму, вылезающую из кареты, в том, что на ней слишком много пыли. Берешь тряпочку и аккуратно вытираешь ее, и, если действительно бережешь, то не вспомнишь вдруг, что сегодня не твой черед пыль стирать. Да и вообще уборка – не твоя обязанность.

Пытаясь приблизиться к «любить», наверное, надо научиться не придавать значения штампам. Это в меньшей степени бывает в семье, потому что твой ребенок для тебя самый лучший, в большей степени – в детском коллективе, где дети предстают во всей красе. Помню, каким это было для меня откровением увидеть своего ненаглядного и самого-самого сыночка в школе, когда довелось придти сюда не в качестве родителя.

Мнение о наших детях у каждого учителя свое. Кого-то ругают, кого-то хвалят. Часто вполне справедливо. Но тревожит во всем этом то, что за каждым это мнение как бы закреплено. Я думаю, что настоящий педагог это тот, кто готов это мнение поменять, причем в лучшую сторону. Потому что каждый ребенок – чудо и неожиданная радость, как, впрочем, и каждый взрослый…

На одном из последних уроков в декабре мы заговорили с детьми о предстоящих праздничных днях. Я попросила рассказать о самом запомнившемся им в жизни Рождестве. Честно говоря, боялась, что будут бесконечные истории о подарках, которых не ждали, но получили. Но как раз их оказалось на удивление мало.

Они понимают и чувствуют порой гораздо глубже нас. В работах, которые я никогда не прошу подписывать, где дети делятся личным опытом, сложно скрыть свое нутро и удивительно часто оно оказывается гораздо лучше, чем ты предполагал. Ждешь от хулигана какой-то ерунды, а от девочки, которая всегда говорит глупости, примитивной истории на абзац, а оказывается, что они переживают и чувствуют само чудо Рождения во сто крат тоньше, чем ты:

«Накануне Рождества наша семья готовилась к празднику. Я подумала о том, как проведут эту ночь другие люди, не знающие Бога и Рождества. Тогда мне захотелось, чтобы и другие узнали хоть немного об этом. Я взяла белый ватман, краски и нарисовала рождественскую картинку. Потом я написала поздравление с праздником и вышла тихо в наш подъезд. Я взяла с собой скотч и приклеила мой ватман на стену около лифта. Так я думала поздравить всех жителей нашего дома с Рождеством… Утром я вышла на лестничную клетку, сама не знаю почему. Я подошла к моей картинке, которую приклеила накануне. В уголке была маленькая подпись. Кто-то прочитал мое поздравление и поздравил меня взаимно со светлым праздником Рождества Христова! Я была бесконечно рада поделиться праздником с другими!»

Часто самым запомнившимся Рождеством дети называли то, когда их впервые взяли на ночную службу. Еще как чудо вспоминалась ими болезнь, которая заканчивалась в Рождественскую ночь по молитвам ребенка. Они сами называют это «милостью Божией», а ты, читая это их непосредственное описание, ужасаешься тому, как очерствел и забыл, как не умеешь верить и любить.

Они видят чудо в распустившихся в эту ночь на подоконнике фиалках. Даже в перегоревших лампочках, замененных по необходимости на свечи, они улавливают дух праздника. Смешную историю вспомнила одна девочка – родители забыли одну из дочерей, спавшую на лавочке во время службы. Обнаружила же ее случайно крестная. Тоже чудо, конечно.

Мы, родители, придаем большое значение подаркам. Хочется купить что-то необычное, оригинальное, еще от бабушек по подарку – каждому ребенку от каждой бабушки, крестные дарят, дяди и тети тоже, друзья и просто знакомые в храме. Вот у нас, например, четверо детей. В этом году все вместе они получили примерно 40 подарков, не считая, конечно, конфет, киндер-сюрпризов и прочих сластей. Наверное, в этом есть что-то неправильное.

Интересно, что сами дети покупным вещам противопоставляют что-то сделанное своими руками. Одной девочке, например, больше всего запомнилось то Рождество, когда они наряжали елку не покупными, а самодельными игрушками. Это были грецкие орехи в золотой фольге, гирлянды из разноцветной бумаги, мандарины в красивой обертке. На верхушку елки надели самодельную звезду. Она связывает свое рождественское воспоминание с тем, что сделала что-то сама, а не с теми десятками подарков, которые, конечно, были в ее жизни.

В школе мы стараемся каждый год поучаствовать с детьми в поздравлении больных в больнице. И очень рады, что такая возможность есть. Детям необходим этот опыт сострадания, умения поделить радостью с другими. Наверное, чудом можно назвать то, что есть дети, которые понимают, что это действительно важно.

Один ребенок написал о том, что горячо молился в рождественскую ночь, чтобы его родители стали ходить в храм – его самого водила на службы бабушка. Вскоре после Рождества, его родители крестились.

Самыми живыми оказываются истории у тех, кто пережил их лично. Были сочинения, где хорошие добрые девочки рассказывали о том, как малышка из бедной семьи мечтала о плюшевой собачке и в итоге ее каким-то необыкновенным образом получила, но истории эти написаны как-то слишком одинаково, в них мало жизни.

А вот начало рассказа одного шустрого мальчика (случайно знаю, кто это писал): «У нас в доме живет мальчик Дима. Раньше мы с ним каждый день дрались на улице и ругались друг с другом. Мы не хотели мириться. Однажды, когда я пошел в школу, я подрался с одним одноклассником, завалил его, и понял, что не зря все это время дрался с Димой. Я стал сильней и решил помириться с ним. Когда мы снова подрались, я повалил его, но по-дружески. Мне показалось, что он понял это, и понял, что я хочу с ним помириться, но почему-то этого не делаю…» Читая это, поражаешься тонкости передачи внутренних переживаний: он понял, что хочу помириться, но почему-то не делаю этого!

В Новогоднюю ночь наш герой идет к соседу мириться, но в квартире тишина, вся семья уехала на дачу. Вечером в Сочельник всей семьей они едут в храм, но в течение всей службы мальчику грустно. Вернувшись домой, он видит друга, который пришел к нему мириться. «Ко мне пришла радость и спокойствие Рождества. Это был мой самый счастливый день», – заканчивает он свой рассказ. Спокойствие в радости Рождества – на мой взгляд, поразительно верное восприятие праздника, доступное немногим взрослым…

Может быть «любить» – это находиться в состоянии внутреннего покоя и примиренности. Если бы мы взрослые могли хоть чуть-чуть приблизиться к этому, наши дети были бы святыми, потому что на самом деле они гораздо лучше нас.

Анастасия ОТРОЩЕНКО

Об авторе:
Анастасия Отрощенко – многодетная мама,
учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе.
Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.
Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?