Вернут не только храмы

Епископ Выборгский Назарий обвинил чиновников в хищении денег, выделяемых на Александро-Невскую Лавру. Данные всероссийского опроса
показали, что россияне одобряют передачу святынь

27 января в рамках XVIII Рождественских чтений в Москве прошел Круглый стол «Процесс передачи церковной собственности и святынь: правовые, этические и культурные аспекты». На уровне епископов со стороны Православной Церкви и высших чиновников со стороны государства обсуждались трудности, связанные с передачей святынь «религиозным организациям». Епископ Выборгский Назарий обвинил чиновников в хищении денег, выделяемых на Александро-Невскую Лавру. Данные всероссийского опроса показали, что россияне одобряют передачу святынь. Минэкономразвития пообещало вскоре обнародовать соответствующий законопроект, а юрисконсульт Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега), объяснила, зачем он нужен.


4 миллиона минус
Судя по репликам епископа Выборгского Назария, упорядочивание и четкая регламентация передачи ценностей действительно необходимы. Владыка, несущий послушание наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, во всеуслышание заявил, что шесть лет назад из выделенных министерством культуры Лавре 12 миллионов рублей, Лавре досталось только восемь. Деньги, по его словам, «поболтались неизвестно где», и «прилипли к чьим-то рукам». Лавра была вынуждена молчать, потому что иначе лишилась бы и того, что дают. Замминистра культуры Андрей Бусыгин пытался было осадить владыку, заявив, что подобные публичные обвинения в адрес его министерства совершенно недопустимы, на что еп. Назарий возразил, что может подтвердить свои слова документами, имеющимися в его распоряжении. Председатель круглого стола Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий напомнил, что проблема коррупции и воровства не относится к обсуждаемой теме напрямую.

Монастырские леса, заводы, газеты и пароходы
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества прот. Всеволод Чаплин обозначил пределы церковных интересов. Речь, по его словам, идет исключительно об объектах религиозного назначения. Причем «религиозного» не значит исключительно «богослужебного». Это более широкое понятие, включающее в себя религиозную жизнь во всей ее совокупности, то есть и монашескую жизнь, и религиозное обучение, и т.д. «Заявления о том, что Церкви будут передаваться леса, земли, заводы и пароходы — это намеренное искажение, предпринимаемое некоторыми участниками дискуссии», — заявил отец Всеволод. Он также напомнил, что раньше Церкви могли передать здание, в котором располагается госучреждение, при этом позабыв предоставить переселяемым новое помещение. В силу чего госучреждение не могло переехать годами, и решение о передаче фактически нивелировалось. Теперь же, благодаря новому закону, попечение будет об обеих сторонах процесса, и требования переселяемого учреждения к жилищным условиям будут полностью удовлетворены, а в некоторых случаях условия будут даже улучшены.
Более половины граждан России одобряют идущий процесс. — такие данные обнародовал заместитель председателя синодального Информационного отдела Игорь Мещан. Информационный отдел совместно с порталом «Суперджоб» провел всероссийский опрос, в ходе которого 1800 респондентов по всей России отвечали на вопрос — должно ли государство передать церкви монастыри, храмы, богослужебную утварь и иконы? За передачу святынь выступили 60% опрошенных россиян,19 процентов оказались против, а 21 процент не имел собственного мнения.

Новый закон почти готов
Замминистра экономического развития Игорь Манылов сообщил о том, что рабочая группа министерства близка к завершению работы над законопроектом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Замминистра заверил, что как только проект будет готов, его разместят на сайте министерства для широкого обсуждения в обществе и проведения антикорупционной экспертизы. В свою очередь, инокиня Ксения (Чернега) , входящая в группу экспертов, работающих над законопроектом, объяснила, какие проблемы в существующем законодательстве он призван решить. По ее словам, законодательная база для передачи церкви святынь существует и в настоящий момент, но она имеет ряд недостатков. Речь идет о «Законе о свободе совести и религиозных объединениях», где говорится о возможности безвозмездной передачи «имущества религиозного назначения», но нет определения этого термина. В «Законе об объектах культурного наследия», это имущество определено как объекты, предназначенные для богослужения. Также существует постановление правительства РФ №490, в котором к имуществу религиозного назначения добавлены также здания для религиозного обучения и предметы внутреннего убранства храмов. Постановление касается только объектов, находящихся в федеральной собственности, а по отношению к муниципальной собственности оно носит рекомендательный характер и региональные власти этим зачастую пользуются. К тому же, закон позволяет отказать в передаче, если на то имеются достаточные основания, но сами основания для отказа не перечислены. В новом законе эти основания будут.
Также будут определены сроки передачи, что позволит избежать ситуаций, подобных ситуации с Новоиерусалимским Воскресенским монастырем, который передают Церкви вот уже 15 лет. Еще одна проблема, которую призван решить законопроект, — попытки возложить на общины, которые не являются собственниками храмов, финансовые обязательства, характерные для собственников. Инокиня Ксения объяснила, что сейчас в массовом порядке переоформляются договоры безвозмездного пользования, на основании которых общины пользуются храмами. В новые договоры пытаются включить такие пункты, как обязанность застраховать имущество, или обязанность отреставрировать его в определенный срок под угрозой штрафа до двухсот тысяч рублей. Новый закон установит единый универсальный порядок передачи, и будет четко регламентировать все эти вопросы. Закон также позволит государству финансировать как реставрацию объектов, находящихся в пользовании, так и переданных в собственность религиозным организациям. Объектов, находящихся в частной собственности новый закон, вероятно, не коснется.

Требования Росохранкультуры к Московской Патриархии
В своем выступлении руководитель Росохранкультуры Александр Кибовский подчеркнул, что как воцерковленные прихожане, так и министерство культуры заинтересованы в сохранении святынь. Конечно, через некоторое время древности неизбежно разрушаются, но до тех пор мы обязаны создать специальные условия для их хранения. «Они как голые младенцы, вынесенные на мороз, — привел живую аналогию чиновник. — Это же наше общее наследие, а не какого-то отдельного игумена».
Александр Кибовский напомнил, что до 1917 года существовало четыре специальных определения Священного Синода, касающихся вопроса сохранения древностей. По его словам, подобные определения, регламентирующие порядок обращения верующих и священноначалия с культурными ценностями и ответственность за его несоблюдение, нужны и сейчас, потому что зачастую для граждан слово пастыря оказывается более авторитетным, чем закон. В качестве примера Александр Владимирович привел известный ему случай, когда наместник монастыря самовольно врезал в летний храм, являющийся историческим памятником, систему центрального отопления. Или другой случай, когда игуменья отключила два из четырех обогревателей, установленных для поддержания микроклимата по причине их высокого энергопотребления, а впоследствии даже продала один из них.


Руководитель Росохранкультуры Александр Кибовский (слева) и заместитель министра культуры Андрей Бусыгин (справа)

В частной беседе Александр Кибовский отметил, что все вышесказанное конечно не означает, что в музее все хорошо, а в Церкви все плохо. К музеям у него тоже есть ряд претензий. Например, Приморская картинная галерея хранит свою экспозицию в штабелированном состоянии, в помещении, где с потолка капает вода. Однако следует избегать отношения к музеям как к некоторой досадной помехе на пути богоугодного дела. Естественная забота музейщиков о судьбе своих экспонатов не является какими-то «гонениями на Церковь» или насаждением атеизма, считает чиновник. В качестве возможного решения глава федеральной службы предложил создать совместный экспертный совет, возродить церковные древлехранилища, которых до революции было более 50, а также создавать церковные музеи. Можно было бы также лицензировать церковные структуры в лице монастырей, и в случае их неспособности сохранять святыни должным образом, забирать святыни обратно в музей. В качестве примера успешной реализации ответственного подхода к обращению с культурными ценностями, Александр Кибовский привел Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме. Наместник монастыря архимандрит Иоанн (Павлихин) создал и поддерживает прекрасное хранилище, а ради их высокой квалификации, он дозволяет работать в монастыре неверующим специалистам.

Кирилл МИЛОВИДОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?