Тезисы круглого стола «Фейковая медицина. Как защитить права пациента»

Как это выглядит

Телефонный звонок, приятный голос приглашает вас пройти полное бесплатное обследование по федеральной (муниципальной) программе.

Вы приходите по указанному адресу, очень вежливый персонал укладывает на вас некий прибор, позволяющий проверить сразу все органы, иногда, впрочем, используют и обычный аппарат УЗИ.

А дальше выясняется, что со здоровьем у вас серьёзные проблемы, которыми нужно заниматься немедленно! В стандартную программу лечения это не входит, надо доплатить, но сегодня у нас как раз скидки…

Ложный диагноз и настоящий кредит

В последние годы в России вокруг псевдо-медицинских центров возникают скандалы, развивающиеся по одной схеме.

Так, из сети «Глобал-Мед», работавшей в Екатеринбурге с 2016 года, пациенты выходили с кредитными договорами на сотни тысяч рублей. Столько стоили ненужные им медицинские процедуры, и «медицинские» матрасы и подушки от варикоза и повышенного давления, на поверку оказавшиеся обычными постельными принадлежностями.

Некоторые из пострадавших при этом были уверены, что подписанная ими стопка заполненных мелким шрифтом листов – нечто вроде предварительной калькуляции. Люди просто не понимали, что уже подписали договор с банком, причём проценты по займу существенно превышают обычные потребительские кредиты. Банков с «Глобал-Медом» сотрудничало аж пять.

Диагностику в центре делали на чудесном аппарате «мультискан» (из четырёх металлических пластин на руки и ноги, присоединённых к компьютеру), пациентам с противопоказаниями не сомневаясь, прописывали массаж.

Впоследствии сотрудники центра, представлявшиеся врачами, оказались менеджерами по продажам без медицинского образования. Обзвон они вели по базе, из которой были заранее исключены неплатёжеспособные клиенты – например, люди с задолженностью по кредитам, на которых невозможно было оформить новый кредитный договор.

После публикации в «Российской газете» прокуратура Москвы провела проверку в отношении московского филиала екатеринбургской сети, не нашла ООО по адресу государственной регистрации и «передала сведения» одному из своих окружных подразделений для розыска самой клиники и её учредителя; на том меры и закончились. Ранее были проверки в других московских центрах, аффилированных с ООО «Глобал Мед, заведено несколько уголовных дел, а также административные – помимо прочего, в организациях нарушали санитарные нормы.

И подобных фирм становится все больше

Сколько пострадавших и кто следующий

Официальной статистики пострадавших от деятельности псевдо-медицинских центров в России нет. По неофициальным данным, это десятки и сотни тысяч людей. 11 000 пострадавших проходят только по делам, связанным с клиникой «Глобал-мед».

Базы для обзвона в подобных центрах подбираются по возрасту абонентов. То есть, звонят пожилым и заведомо немощным

Кто работает в фейковых медцентрах

Попадая в псевдо-медицинский центр, человек сталкивается с организацией, прибыли которой с лихвой хватает на юридическую и иногда административную поддержку (попросту говоря, — взятки), способную защитить компанию от претензий.

В центрах «попроще» специалистов с медицинским образованием нет вообще – все люди в белых халатах, с которыми вы там столкнётесь, — это просто менеджеры по продажам, даже если они именуют друг друга «известными хирургами» и «ведущими флебологами». Медицине их не учили, а вот технике агрессивных продаж (в том числе, с запугиванием и шантажом клиента) учили очень тщательно, специальные семинары проводили прямо при приёме на работу.

В клиниках «посложнее» настоящие врачи есть. Но к ним вы всё равно попадёте через тех же менеджеров по продажам.

Разумеется, «фейковыми» являются не все частные клиники.

Как понять что центр фейковый

Вообще безопаснее в подобные организации не попадать совсем и на «щедрые» предложения телефонных операторов не вестись.

Но уж если вы попали в некую «клинику», попросите у администратора копии устава организации и лицензий на те виды услуг, которые она имеет право оказывать.

Для оказания всех медицинских услуг (включая массаж и ЛФК) в России надо получать лицензии, причём в документах должны быть прописаны конкретные медицинские направления вот из этого списка.

Если медлицензий нет, и вам предлагают что-то вроде «оздоровительной деятельности» — это не медицинский центр. Уходите!

Как не потратить лишних денег

Прежде, чем подписывать любые бумаги, выслушайте второе врачебное мнение. Как максимум – неплохо пройти аналогичное обследование у врачей, которым вы доверяете, хотя бы в районной поликлинике. Как минимум – просто позвоните родственникам, изложите им ситуацию и сообщите, какие документы собираетесь подписать.

Во многих центрах, чтобы клиент не «сорвался», ещё перед началом осмотра человека просят выключить телефон. Если вам такое предлагают – уходите!

Прежде чем подписывать любые документы, прочитайте их, даже если шрифт очень мелкий. Бывало, что на словах людям обещали обследование флеболога, кардиолога и других специалистов, а в документах при этом был прописан массаж и занятия на тренажёрах. Суд с таким договором вы заведомо проиграете.

Отсудить деньги будет сложно

Оказывая заведомо недобросовестные услуги, клиника заранее предполагает наличие претензий и готовится к ним. В некоторых случаях это может быть некорректный договор (см. выше), который посетителя вынудят подписать, не читая.

Иногда суд просто запрашивает у центра сведения о лицензиях и работающих специалистах и, убедившись, что лицензия на прописанные в договоре манипуляции и нужный врач там есть, объявляет клинику добросовестной.

В суде нужно будет доказывать, что вам обещали определённые виды услуг и не оказали их, либо оказали некачественно. В последнем случае вам придётся за свои деньги нанимать специалиста, который сделает независимую экспертизу и даст заключение, что лечение проведено некачественно.

Экспертов для такого заключения найти непросто – по мнению юристов, имеющих опыт медицинских процессов, врачи в России не любят писать отрицательные отзывы на работу коллег.

Выходом из ситуации, как считают юристы, могло бы стать создание профильного комитета врачей, проводящих экспертизы. Но пока такого органа в России нет.

По закону, пациенты у нас приравнены к потребителям. То есть, пациент имеет право на компенсации имущественного вреда (причём независимо от того, признан ли виновным врач), компенсацию морального вреда, льготы по пошлинам при подаче исковых заявлений.

Однако доля судебных решений по закону о защите прав потребителя, принятых в пользу пациентов, ниже, чем по тому же закону, применённому в других сферах. В последние годы, по данным Верховного суда, решений в пользу потребителей примерно 87%, тогда как судебных решений в пользу пациентов — 58-63%.

А куда смотрит полиция?

Еще можно написать заявление в полицию. Если заявлений наберётся много, полиция сама может инициировать проверки по 159 статье УК («Мошенничество»). Есть примеры, когда в результате оперативно-розыскных мероприятий доказывали, что в «медицинской клинике» на самом деле нет врачей.

Однако для того, чтобы полиция заинтересовалась «медицинским центром», сообщил на круглом столе  начальник Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков, речь должна идти о суммарном вреде не менее чем на 2 млн рублей.

К тому же отдельному пациенту действия полиции в этом случае мало чем помогут. Присуждение компенсации — это отдельный иск, который нужно будет подавать именно ему.

Круглый стол «Фейковая медицина. Как защитить права пациента» прошёл 12 июля 2019 года в фонде «Диалог» Комитета гражданских инициатив

Рисунки Дмитрия Петрова