Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

В мире успешных

Многодетность – диагноз в современном мире, мире торговых центров и всеобщего стремления к благополучию. Это то, что ему противостоит по своей сути

Многодетность – диагноз в современном мире, мире торговых центров и всеобщего стремления к благополучию. Это то, что ему противостоит по своей сути, потому что даже если вы успешны и богаты, печать многодетности не сотрешь. Вы не сможете «жить для себя», по крайней мере, на том фортиссимо потребления, к которому подталкивает нас современное общество.

Существуют разные стадии соотношения: многодетность-деньги. Можно стараться зарабатывать и обеспечивать семью так, чтобы дети из большой имели те же материальные возможности, что из маленькой семьи. Можно, наоборот, перестать обращать внимание на внешнее – одежду, обувь, интерьер и т.д., потому что это не главное. И по большому счету все равно, какую модель избрать, важно лишь одно: уметь относиться к деньгам просто как к деньгам.

Следует понять две вещи. Во-первых, денег всегда не хватает, сколько бы ни было. И, во-вторых, что наша жизнь – то, как мы выглядим, во что одеты наши дети, чем питаемся и где отдыхаем, в случае, когда речь идет о большой семье, чаще всего не связана с тем, какая у нас зарплата. Понять это теоретически не так сложно, как принять. А последнему больше всего мешает культивируемое современным обществом представление об «успешности» индивида.

Об успешности говорит, прежде всего, внешний вид – вы должны не просто модно и/или дорого одеваться, ваш облик должен быть эталоном качества, потому что просто дорогая одежда очень быстро становится дешевой, а настоящий Успешный выбирает не моду, а стиль, не вещь, а бренд. Разумеется, он умеет экономить, поэтому одевается не в Москве, а в Париже или Лондоне. Дети полностью упаковываются в милые вещички милыми продавщицами магазина «Mothercare». При поездках с семьей он пользуется двухлетним минивэном, а на работу ездит на корпоративном Volvo. Его жилище обставлено в стиле хай-тек или, наоборот, с элементами винтажа.

Итак, если хотя бы что-нибудь из вышеперечисленного имеет к вам непосредственное отношение, вас будут считать человеком успешным. И отныне даже современным эгоистичным миром вам разрешается быть многодетным, потому что это будет воспринято как личная прихоть. У каждого члена общества Благополучия должны быть свои маленькие слабости – свои игрушки, потому что весь мир стал настольной игрой, в которой большие дети с любимыми игрушками сосуществуют друг с другом, не напрягая соседей. И это общество допускает, что есть люди, желающие поиграть в «большую семью», но при одном условии – вы должны быть успешны!

Кстати, между настоящими Успешными и всеми остальными существует слой тех, кто стремится стать хотя бы внешне представителем Категории А. У них нет и никогда не будет виллы в Испании, но есть пара качественных туфель и… Впрочем, какая разница, что у них есть. Они, пожалуй, самые несчастные из всех, потому что тяжело жить на свете человеку, стремления которого постоянно натыкаются на суровую реальность.

Казалось бы, что плохого в качественной одежде и хорошей машине. Конечно, ничего, но человек, ставший эталоном благополучия, незаметно для самого себя становится зависимым. Отныне он должен соответствовать представлению общества о нем самом. Он уже не может пересесть на подержанный Opel и отдохнуть на дедовской шестисотковой дачке – в такой машине действительно все время пахнет бензином и от этого начинает болеть голова, а в садовых товариществах советского времени действительно слышно, что творится на всех соседних участках. Просто человек не столь благополучный радуется гораздо более малым вещам: несмотря на дурной запах, машина едет, несмотря на близость соседей, есть возможность пожарить шашлыки на свежем воздухе.

Любая зависимость накладывает на человека отпечаток. Зависимость от благополучия не исключение. Настоящего Успешного мало что радует. У нас есть знакомые, которые как-то раз поехали отдыхать в Турцию. Они купили путевку в клубный отель, в одно из самых дорогих мест страны. Случайно, мы оказались в это время примерно там же, но в гораздо более скромном отеле. Некоторое время спустя все мы собрались у общих друзей, и речь зашла о летнем отдыхе. Мы стали с удовольствием рассказывать о поездке, наши знакомые же сказали, что им с путешествием не повезло, потому что шведский стол был беден, анимация дешевая и т.д. После взаимных расспросов выяснилось, что мы были примерно в одно время в одном месте, но при этом наши путевки стоили гораздо дешевле, а удовольствия мы получили несравнимо больше. Нам казалось чудом то, что мы вообще смогли куда-то поехать, поэтому мелких неурядиц мы просто не замечали. Им же, людям, привыкшим отдыхать на определенном уровне, не давало спокойно наслаждаться путешествием представление о том, что их отдых должен чему-то там соответствовать. Они все время искали несоответствия – не тот вид из окна, не те напитки в баре – и каждый раз, конечно, находили их. Удовольствие от отпуска было испорчено.

Вернемся к многодетности. Вот то, что скорее всего не оставляет никому иллюзий о принадлежности к обществу прилизанных светских людей. Скажем, даже имея возможность покупать детям дорогие вещи – не те, что необходимы, а те, что становятся баловством, – ты все время останавливаешь себя, потому что помнишь, что с такой компанией все слишком неустойчиво, временно. Ты не можешь позволить себе растить маленьких потребителей, потому что реально представляешь себе ситуацию, в которой будешь не в состоянии обслуживать их прихоти. Так зачем же их к этому приучать?

Именно в этом, я думаю, кроется неприятие современным обществом многодетных семей. Эти дети, скорее всего, не станут его адептами, потому что жизнь (не родители, нет) научила их довольствоваться меньшим и ценить простое. У меня есть друг, выросший в большой семье, который стал очень состоятельным человеком и может позволить себе удовлетворить любую прихоть. Однако ему удалось сохранить независимость от мнения общества. Наверное поэтому он остается всегда радостным и очень простым в общении. Он часто рассказывает, как спал валетом на одном диване с младшим братом и донашивал вещи за старшим, как делил письменный стол с одной сестрой и выносил горшок за другой, и мне кажется, эти детские воспоминания позволяют ему оставаться простым и спокойным.

Кстати, с этим человеком связана чудесная новогодняя история. Два года назад, как раз под праздники, мы оказались в очень непростой финансовой ситуации, работы не было, денег тоже, а грядущие праздники вызывали только тоску. 31 декабря раздался телефонный звонок и наш друг пригласил нас спуститься вниз, во двор. В багажнике его автомобиля лежал для нас продуктовый подарок, увенчанный гигантской свежекопченой семгой из Норвегии.

Итак, мы подошли к тому, с чего начали. Когда мы сможем относиться к деньгам просто как к деньгам, когда мы перестанем все свои силы тратить на зарабатывание и умелое распределение доходов, наша жизнь станет проще. То, что нам необходимо и даже больше, появляется часто «само собой». Когда семья из семи-восьми и более человек живет на зарплату, рассчитанную на одного, теряется ощущение, что от тебя что-либо может зависеть. Ты учишься полагаться на Бога, и, ради твоих детей, Он не оставляет твою семью. Тогда-то и начинаются чудеса, пусть и вполне материального свойства.

Анастасия ОТРОЩЕНКО

Об авторе:
Анастасия Отрощенко – многодетная мама,
учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе.
Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.
Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко
Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?