Пациенту нужна не только физическая помощь: помыть-перестелить-покормить. А что делать с тоской и страхом? Время в больнице останавливается, пространство сужается – до кровати и тумбочки. Слышен только надрывный кашель соседей. Дверь бокса закрыта, вокруг люди в белом, небо в окне – в сером, и твоя больничная история кажется бесконечной.
Как белые СИЗы превратились в живые открытки
Идея разрисовать белый СИЗ пришла в голову добровольцам одной из Московских больниц еще в начале пандемии: а то подходишь в этом скафандре к пациенту, что-то говоришь ласково, а человек смотрит с ужасом. Так на СИЗах появились веселые картинки, добрые пожелания здоровья, смайлики. Пациенты дали обратную связь: «Так гораздо лучше!» и дело пошло.
СИЗы добровольцев одноразовые, после одного посещения утилизируются. Но тем лучше – сколько простора для творчества. Особенно к Новому году и Рождеству.
Заходит в палату уже не человек в белом, а человек-праздник: на нем и елки, и апельсины, и шарики-игрушки, и веселые стихи, сердечки, свечки, мишки, зайцы, снежинки, Деды-морозы и Снегурки.
Да, и в нашей больнице будет праздник, несмотря на болезнь, а значит – жизнь продолжается.
«Расписывать комбинезоны», – так красиво называется эта инициатива. Не разрисовывать, не окрашивать, а расписывать, как хохломскую игрушку, вручную, долгие часы. Чтобы подарить один день радости больным.
Доброволец Елена Степанова помогает расписывать комбинезоны для красной зоны: «Я не скажу, что наши рисунки – какие-то авторские работы, но делаем мы их с вдохновением и получается симпатично, жизнерадостно. Каждый костюм – как открытка, напоминающая, что скоро Новый год, и это наше поздравление болеющим, пожелание здоровья».
Нередко в росписи одного СИЗа участвует целый коллектив, но обязательно будет и что-то лично от себя, авторское, например, яркий елочный шарик с подписью «выздоравливайте!».
В больнице все мы немного дети
Координатор добровольцев Мария Меринова ходит в красную зону ковидного госпиталя с лета 2021. К этому времени она закончила курсы по уходу:
– Помогая в тяжелой неврологии, я все же со страхом смотрела в сторону ковидных отделений. Если в неврологическом отделении появлялась надпись «карантин», я туда не входила.
Не было даже мыслей ухаживать за ковидными больными, страх был сильнее, казалось, что это вообще какая-то чума.
Но прошла первая, вторая волна, и я поняла, что это все уже вошло в нашу жизнь, это есть, а здесь и сейчас нужна помощь людям, почему я должна бояться?
В других отделениях мы и раньше устраивали поддерживающие акции, например, на праздник Покрова Богородицы украшали палаты, дарили подарки. Пациенты, кто как мог, вставали, выходили и смотрели, как несут шары, и выбирали себе свой. Таким трогательным казалось, что дама степенных лет на вопрос: «Какой вам шарик, розовый, зеленый, голубой?», – всерьез задумывается, выбирает.
Всем хотелось сфотографироваться и отправить фото родным – потому что позитив, потому что – смотрите, мы тут выздоравливаем!
И когда мы предложили привязать шары к кроватям – никто не отказался! В больнице все мы – немного дети. Зато вот это выражение лица больного человека «что воля, что неволя» – меняется, уныние уходит.
Новый год – теплый семейный праздник, когда соберутся близкие, пожелают хорошего года, здоровья, радости. И чтобы хоть как-то смягчить разлуку с ними, отвлечь, скрасить больничную обстановку, мы расписываем эти костюмы, это наше пожелание людям выздоравливать, надеяться на скорую встречу с семьей.
Помню, видела в одном ковидном госпитале на стенах фотографии детских открыток, где дети писали: «Выздоравливай!», «Все будет хорошо!», «Ты скоро поправишься!». Когда я проходила мимо этой стены, мне было до слез приятно, что дети такое сделали.
Эти открытки, рисунки, подписи – не таблетка, не капельница с нужным лекарством, это порция радости, которая тоже может придать человеку силы.
Расписные СИЗы для врачей
Хочу добавить, что это радость не только для пациентов, но и для персонала, потому что медики находятся в этих костюмах постоянно, в отличие от добровольцев. Стоит ли напоминать, что жизнь у врачей, сестер, санитарочек ковидных отделений сейчас максимально напряженная. А ведь у них семьи.
Когда мы приходили с шарами на Покров, сестрички прыгали вокруг этих шаров, фотографировались. Оказалось, что и у медперсонала все, что выходит за рамки обыденности, – неожиданно смешная добрая картинка, сердечки-зайчики – снимает напряжение, вызывает улыбку.
Так что, мне кажется, праздничная атмосфера врачам и пациентам просто гарантирована в новогоднюю ночь и накануне Нового года.
Доброволец – это Марфа и Мария в одном лице
Доброволец Анна Иванова, прежде чем посещать красную зону, проходила обучение на курсах по уходу при храме царевича Димитрия (Москва). Помогать больным ковидного отделения она стала с лета 2021 года:
– На тот момент мне было очень тяжело на душе, я все думала, как жить, как дальше быть, и решила, что нужно идти к тем, кому еще хуже. Страха не было, была пустота внутри и хотелось хотя бы делать что-то кому-то нужное. Я сразу пошла в реанимацию, позже меня перевели в обычное ковидное отделение.
Из личного опыта могу сказать, что если я сразу иду целенаправленно к больному, представляюсь: «Здравствуйте, меня зовут Аня, я волонтер церковной службы», – люди немного пугаются. Поэтому я стала делать это не прямо, не в лоб, а аккуратно: например, поправлю что-то на постели, слово за слово, потом еще раз подойду и тогда уже могу, вроде как между делом, добавить, что, можно попросить священника помолиться о вашем здоровье; а можно и исповедоваться. Да, батюшка очень добрый и смелый – ходит по красной зоне, с больными беседует – вдруг у кого какие вопросы.
Получается, что доброволец – это евангельские Марфа и Мария в одном лице: помоешь-накормишь и о душе поговоришь.
Когда человек видит, что его переодели во все чистое, постель перестелили, волосы расчесали, зубки почистили, он немного расслабляется, умиротворяется, возникает доверие, он и открывается.
Начинаются беседы, вопросы, просьбы, даже просто спрашивают – а как там погода? – значит, есть контакт. Человек начинает переключаться на что-то, кроме болезни.
Конечно, многие тяжело болеющие ковидом люди переживают депрессию. Это особое состояние, тут иногда можно что-то самой говорить, не требующее ответа, побыть спокойным «фоном», можно ооочень аккуратно что-то спросить о близких, о детях, внуках. А можно выразить свое доброе отношение просто в бережном уходе.
В реанимации, конечно, тяжело. Там и говорить особо нельзя. Но можно человека погладить, за руку подержать. Просто пребывать рядом.
Вспоминаю сейчас одну бабушку, которая вышла из общего душа. Она долго была лежачей, и вот, наконец, сама потихоньку дошла до душа. У нее была мокрая голова, перевязанная полотенцем, она в теплом мятом халатике, а лицо – сияет. Я ей сказала: «С легким паром!», а она такая счастливая.
А когда я узнала, что расписывают СИЗы, очень захотелось помочь, вот теперь я в бригаде раскраски! По профессии я воспитатель в детском саду, и когда в садике мы готовимся к Новому году, что-нибудь рисуем, расписываем, это само по себе для детей – предвкушение сказки. Доброй сказки, с испытанием, но обязательно с хорошим концом!
Для тех, кто «за», чтобы добровольцы и врачи ходили в разрисованных СИЗах и хочет помочь
Если вы живете в Москве и хотели бы сделать добрые сюрпризы больным и сотрудникам ковидных госпиталей, а также создать для людей в больницах праздничную атмосферу в новогоднюю ночь, вы можете поучаствовать в благом деле.
Для нужно просто заполнить электронную анкету. Вдруг обнаружится, что в вас дремлет художник?
Фотографии предоставлены службой «Милосердие»
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.