В больнице графа Милосердова

Поделиться пасхальной радостью с пациентами НИИ скорой помощи им. Склифосовского пришли священник Василий Секачев, клирик больничных храмов института, и православные добровольцы

Поделиться пасхальной радостью с пациентами НИИ скорой помощи им. Склифосовского пришли священник Василий Секачев, клирик больничных храмов института, и православные добровольцы. Пока поздравляли больных, отец Василий, кандидат исторических наук, рассказал историю больницы и храма, 200-летнюю историю милосердия.


История НИИ им.Склифосовского неразрывно связана с судьбой целого комплекса старинных зданий на Сухаревской площади. Она началась 200 лет тому назад, когда граф Н.П. Шереметьев построил странноприимный дом на 100 мест – больницу и богадельню


У четы Шереметьевых, – рассказывает кандидат исторических наук, помощник настоятеля больничных храмов НИИ Склифосовского, священник Василий Секачев, – была общая мечта: служить бедным людям…

В этом году исполняется 200 лет со дня основания странноприимного дома Николая Петровича Шереметьева. Граф Шереметьев вместе со своей супругой Прасковьей Ивановной Жемчуговой – бывшей крепостной актрисой, которую граф, отвергнув правила высшего света, признал своей супругой, венчался с ней, – мечтали вместе служить бедным людям, создать странноприимный дом. В одном крыле здания предполагалось устроить больницу, на другой половине – приют для бродяг или просто престарелых, обездоленных людей. Середину комплекса должен был венчать купол храма.

Во время строительства в 1803 году Прасковья Ивановна умирает. Поэтому странноприимный дом и, особенно, храм, в память о новопреставленной, начали приобретать мемориальные формы. Храм получился очень торжественный, гораздо больше, чем задумывался. Николай Петрович, безмерно тоскуя по ушедшей супруге, нашел утешение в благотворительности. В делах милосердия он не отказывал никому и ни в чем. Его даже прозвали: граф Милосердов. К моменту завершения строительства в 1809 году скончался и сам Николай Петрович, оставив колоссальную сумму денег для своего детища. Летом 1810 года комплекс был освящен. Попечителями выступали потомки графа. Кроме лечения, здесь всегда отпускались средства на разные формы благотворительности, оказывалась помощь приходящим, в день памяти Прасковьи Ивановны невестам-бесприданницам раздавалось приданое.

После революции странноприимный дом был упразднен, в нем устроили первую в стране станцию скорой помощи. Храм какое-то время оставался действующим. Нередко архиерейские службы возглавлял в нем святейший патриарх Тихон. Но в конце концов настоятеля храма отца Иоанна Березкина арестовали, он умер в лагере под Самарой.

В советское время в Троицком храме расположилась регистратура. В начале 90-х в храмы института был назначен отец Алексей Грачев – известный священник, детский врач. Но храмы были переданы церкви лишь на бумаге, поэтому выяснив, что здесь немало верующих врачей, отец Алексий задумал создать общество православных врачей, собрал костяк церковной общины. Старостой избрали профессора хирургии Николая Сергеевича Утешева, племянника отца Тихона Пелеха. Вокруг них собирались верующие люди, но служить в храме так и не было возможности.

Лишь в 1998 году после гибели отца Алексия в автоаварии, помещение было передано общине, начал восстанавливаться большой Троицкий храм и бывшая часовня, в котором до этого располагалось училище, отдел кадров и, одно время, морг.

Главврач Александр Сергеевич Ермолов, человек неплохой, но советской закалки, искренне не понимал, для чего нужна церковь в больнице, считал, что общине достаточно и бывшей часовни, и очень не хотел отдавать общине Троицкий храм.

Сначала там служили Троицкие вечерни (вечером на Троицу), а четыре года назад, – вспоминает отец Василий, – он нам запретил служить там окончательно и, примерно через месяц, его самого сняли. Главврачом назначен грузин Анзор Шалвович Хубутия. Он сразу сказал: «Делайте здесь, что хотите. Я верующий человек, мы вас всех очень любим».


Для пасхальных поздравлений больничные корпуса разделены на маршруты, пройти которые призваны несколько групп. Иерей Василий Секачев возглавил одну из них



Уже на улице раздавались первые куличи и яички



Каждой группе – несколько этажей. На снимке: в грузовом лифте


Поздравления певчие сопровождали пасхальными песнопениями…



…заслышав которые…


…врачи и больные выходили из палат, кабинетов…




Корзины пополнялись подарками несколько раз


Несколько лет назад на пасхальные поздравления в институт им.Склифосовского ходили только клирики храма св.блгв.Царевича Димитрия. Ныне же благочинный Сретенского округа, который является и настоятелем больничных храмов НИИ им. Склифософского, привлекает к этому духовенство из своего благочиния. На снимке: священник храма Троицы Живоначальной в Троицкой слободе (подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры) Сергий Фейзулин


Сопровождали священников студентки училища сестер милосердия


Больные с благодарностью относились к намерению их поздравить



Для каждого нашлось доброе слово и знаки нелицемерной любви



Не отказывались от подарков даже мусульмане


– А яичко это непростое, – сообщает отец Сергий. – Не золотое, конечно, но…освященное








Иногда на приветствие «Христос воскресе!», больные приветливо отвечали «Взаимно!».


На больничной койке обрелся брат из православной Сербии


Этот молодой человек оказался в СКЛИФе после теракта. Только вчера его перевели в обычную палату из реанимации…


Он признался священнику, что по ночам не может спать – перед глазами стоят события того кошмара. Таких больных в скоропомощном институте поздравляющие отыскали несколько. Один мужчина, выживший в эпицентре взрыва, не без оснований считает, что может теперь праздновать ежегодно второй день рождения. Другая жертва теракта праздновала в день взрыва день рождения настоящий, по паспорту





Несколько раз больные неприветливо отворачивались к стенке или закрывали глаза. Один пожилой атеист советской закалки сообщил священнику:
– Ваше время кончилось.
– Как кончилось? – искренно удивился батюшка, – вот же я.
Но от куличей все-таки ни один не отказался







Главный корпус НИИ Склифософского – многоэтажный, из его окон видны крыши соседних зданий




Позади – четыре этажа, а впереди еще один корпус…


Посланцы бегали в храм за новой порцией подарков

Андрей РАДКЕВИЧ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?