Уже не казнят, но еще спорят

Среди сторонников применения смертной казни преобладают мужчины. Среди бедных сторонников ужесточения 14 %, среди зажиточных – 10. За восстановление высшей меры в прежних рамках пожилые люди высказались чаще, чем молодые, бедные – чаще, чем богатые, малообразованные – чаще, чем образованные. За сохранение моратория 30 % людей с высшим образованием, 28 % зажиточных, 29 % молодых. 48 % жителей больших городов либо за полную отмену, либо за мораторий. Но в этом показателе не учитывается Москва, где гораздо больше сторонников смертной казни

«Дорогие друзья! Мне трудно выразить, насколько я вам благодарен: я давно забыл, что этот день может приносить радость – а вы сделали его таким особенным! Я получил огромную поддержку. Моя жизнь вся заражена смертью и горем, и радость – такая редкость, которую я научился ценить, как та, что наполнила мое сердце, когда вы нашли время поделиться небольшим ее кусочком со мной. Это было лучше всякого праздничного торта! Огромное спасибо! В сердце и борьбе я ваш Доминик Грин» – такое письмо получили однажды члены Общины святого Эгидия в Риме от… приговоренного к смертной казни убийцы и грабителя из Техаса.

Дружба во время казни
На момент вынесения приговора ему было 18 лет, он признавал свое участие в ограблении, но не убийство. 15 лет назад один итальянский журнал опубликовал письмо Доминика – он рассказывал о своем взрослении в камере смертников, о том, как пытался сопротивляться системе, как читал, рисовал, писал стихи. Члены Общины святого Эгидия вступили с ним в переписку. Однажды на день рождения друзья со всего мира, в том числе и из общины Святого Эгидия, прислали ему поздравления, на который и пришел процитированный выше ответ.

За Доминика заступались многие общественные, политические и религиозные лидеры, но 27 октября 2004 года его казнили. Последние его слова были: «Спасибо за вашу любовь и поддержку. Благодаря им, я сделал гораздо больше, чем мог бы сделать один. Я многого достиг. Во мне нет злости, хотя мне жаль, что мне отказали в справедливости. Но я счастлив, что мне были дарованы друзья, семья. Я люблю всех вас. Пожалуйста, помните обо мне».

По словам представителя движения «Друзья Общины святого Эгидия» Светланы Файн, для Общины все начинается с дружбы, которая открывает целый мир и не дает быть равнодушными к чужим страданиям, побуждает принимать их близко к сердцу. Она напомнила известную каждому христианину историю о благоразумном разбойнике, который в последнюю минуту жизни обратился к Господу с покаянием и первым из людей вошел в рай. Светлана назвала это историей дружбы двух приговоренных к смертной казни. Дружбы, которая началась во время казни и длится вечно. «И сегодня для нас, христиан, за каждым заключенным, за каждым приговоренным к смерти стоит лик Распятого Христа, и мы не можем забывать, что многие и сегодня продолжают страдать, как Он», – сказала Светлана.

Рассказ о Доминике прозвучал на традиционном для Общины св.Эгидия, но первом для Москвы собрании в рамках акции «Города за жизнь – города против смертной казни», которое проходит по инициативе Общины с 2002 года в этот день во многих городах мира. Москва стала 1170 городом, поддержавшим эту инициативу.


Глас народа – не глас Божий
Решение Конституционного суда РФ, 19 ноября запретившего применение смертной казни в России и после 1 января 2010 года, вызвало бурную реакцию в обществе, часто критические. Вот только некоторые высказывания известных людей, опубликованные в центральных газетах. Станислав Говорухин: «Ситуация совершенно очевидная: суд решил так, как ему сказали. Ради того, чтобы потолкаться в предбаннике Евросоюза, мы будем пожизненно кормить убийц, маньяков. А ведь даже по лживой статистике, 65 % населения выступает за введение смертной казни. Я уверен, на самом деле этот процент гораздо больше» («Аргументы и факты», № 48). Михаил Веллер: «Декларируя – «право человека на жизнь священно» применительно к убийце, закон имеет в виду не жизнь жертвы или любого другого человека, а именно убийцы. Тогда следует сформулировать прямо: «Право убийцы на жизнь священно». Далее: полагать пожизненное заключение сравнимым с казнью убийцы – величайшая глупость или величайшее лицемерие. Пожизненно заключённый дышит, видит, слышит, он думает, чувствует, он ест и пьёт, у него есть воспоминания и фантазии. Он живёт! И когда миллионы честных людей нищенствуют на грани голода, нам предписывают заботиться о сытости и тепле для убийц. Что касается справедливости. Смерть убийцы успокаивает душу жертвы. Во все времена и у всех народов это почиталось за справедливость» («Литературная газета», № 47-48).

В обозримом будущем смертная казнь применяться не будет, но эта мера остается в Уголовном кодексе. А ведь разговоры о ее бессмысленности ведутся в России со второй половины XVIII века. В 1906 году был выпущен сборник статей против смертной казни. Среди авторов – Владимир Короленко, Сергей Булгаков (будущий отец Сергий). Об этом напомнил директор филиала РГГУ в Твери Владимир Лавренов. Он также привел статистику из этого сборника. С 1826 по 1906 год в России было вынесено 612 смертных приговоров, но только 153 приведено в исполнение. Людей, знающих о большевистских репрессиях, эта цифра не шокирует, но тогда Короленко писал, что Россия покрылась сетью виселиц. И Сергей Булгаков призывал бороться со смертной казнью всеми силами.

А в 2007 году во всем мире были приговорены к смертной казни 3347 человек, из них 1250 (в 24 странах) казнены. 90 % смертных приговоров приводились в исполнение в 5 странах: Китае, Иране, Саудовской Аравии, Пакистане и США. Эти данные привела представитель Европейской Комиссии в России Татьяна Ромон. Она напомнила, что смертная казнь отменена во всех странах Евросоюза, и ее отмена – одно из обязательных условий вступления туда. А ведь в 1981 году, когда президент Франции Франсуа Миттеран отменил смертную казнь, 63 % французских граждан были за ее сохранение. Татьяна Ромон убеждена, что в этом вопросе государство должно идти впереди мнения большинства, а не учитывать его.

Смерть – для бедных?
В 2000 году единственного сына живущей в Узбекистане гражданки России Тамары Чикуновой казнили за преступление, которого он не совершал. После этого она основала организацию «Матери против смертной казни и пыток». Вместе с другими матерями и сестрами приговоренных к смерти они добились отмены 23 смертных приговоров, а с 1 января 2008 года смертная казнь в Узбекистане была отменена. Это почти полностью заслуга Тамары Чикуновой.

Сегодня смертная казнь де- юре и де-факто отменена в 138 странах, сохраняется в 59, но в некоторых, как и в России, только на бумаге. Абсолютный «чемпион» по смертной казни – Китай. В 2008 году там казнили 1718 человек. За это же время 346 человек были казнены в Иране, 102 – в Саудовской Аравии. Применяется смертная казнь и у наших ближайших соседей – в Беларуси: в прошлом году там расстреляли четверых человек. Эти цифры привел руководитель представительства «Международной амнистии» в России Сергей Никитин. На примере США он пришел к выводу, что смертная казнь избирательна. Она есть в законодательстве 38 американских штатов из 50, но не везде применяется («чемпион» по применению – Техас). По словам, Никитина, казнят почти всегда людей бедных (чаще – с небелым цветом кожи), то есть тех, кто не может нанять хорошего адвоката.

Несколько лет назад на одном из мероприятий ООН Сергей Никитин познакомился с бывшим судьей из штата Техас, ныне пенсионером и активным борцом за отмену смертной казни. В бытность судьей он не раз выносил смертные приговоры, но один случай кардинально изменил его отношение к смертной казни. На основании показаний лишь одного свидетеля он приговорил к ней совсем молодого человека, и приговор был приведен в исполнение. Через несколько лет свидетель признался, что оговорил казненного, так как не был стопроцентно уверен в его вине.

В заключение Сергей Никитин напомнил, что еще в XVIII-XIX в некоторых цивилизованных странах нормой было рабство. Сегодня всем понятно, что это дикость. Никитин надеется, что не за горами аналогичное отношение к смертной казни.

Москва хочет крови
В ноябре этого года Левада-центр провел опрос россиян об их отношении к смертной казни. 14 % опрошенных за ее полную отмену, 23 % – за сохранение моратория, 41 % – за восстановление ее применения в прежних рамках (до моратория), 12 % – за расширение применения, 10 % затрудняются ответить. Среди сторонников применения смертной казни преобладают мужчины (15 % от числа всех опрошенных мужчин, женщин – 9 %). Среди бедных сторонников ужесточения 14 %, среди зажиточных – 10. За восстановление в прежних рамках пожилые люди высказались чаще, чем молодые, бедные – чаще, чем богатые, малообразованные – чаще, чем образованные. За сохранение моратория 30 % людей с высшим образованием, 28 % зажиточных, 29 % молодых. 48 % жителей больших городов либо за полную отмену, либо за мораторий. Но в этом показателе не учитывается Москва, где гораздо больше сторонников смертной казни. Данные опроса на круглом столе представил руководитель отдела социокультурных исследований Левада-центра Алексей Левинсон. Он сказал, что в этом же опросе людей просили оценить работу правоохранительных органов. 70 % опрошенных оценили неудовлетворительно, то есть теоретически большинство понимает, как велика вероятность судебной ошибки. Но, по словам Левинсона, у многих сознание блокирует эту мысль, едва речь заходит о смертной казни. Тут срабатывает простая логика: убил – надо покарать. Поэтому Алексей Левинсон считает, что в спорах со сторонниками смертной казни возможность судебной ошибки – не аргумент. Правильнее вспомнить историю репрессий, когда миллионы были расстреляны, а годы спустя реабилитированы, когда смертная казнь применялась не для борьбы с преступностью, а для борьбы с народом и для запугивания людей. Пусть и не в таких масштабах, как при большевиках, но в мировой истории немало примеров, когда смертная казнь была именно политическим инструментом, инструментом не защиты, а подавления. И опасность возвращения ей этой функции есть до тех пор, пока эта мера наказания предусмотрена законом. Противникам смертной казни надо аргументировать свою позицию именно с этой точки зрения.

После завершения круглого стола все желающие могли подписать призыв к правительствам всего мира «От моратория к отмене смертной казни».

В конце хотелось бы напомнить слова участника Великой Отечественной войны протоиерея Глеба Каледы (1921-1994). В начале 1990-х гг. он служил в Бутырской тюрьме (с него началось возрождение церковного тюремного служения), неоднократно исповедовал приговоренных к смертной казни. О своем служении он написал пронзительную книгу «Остановитесь на путях ваших. Записки тюремного священника». В этой книге он выразил и свое отношение к смертной казни: «Не нами дана жизнь, и не нам ее отнимать – для православного здесь все ясно. Но мы не задумываемся о том, что калечим души тех, кому вменяем в обязанность (или разрешаем) быть палачами. Приговорами к высшей мере наказания мы воспитываем в сознании людей возможность убийства по своему или чужому решению, мы плодим палачей».

Леонид ВИНОГРАДОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?