В московском музее «Дом икон на Спиридоновке» открылась уникальная экспозиция, предназначенная для слабовидящих и лишенных зрения людей

18 сентября в московском музее «Дом икон на Спиридоновке» открылась уникальная экспозиция, предназначенная для слабовидящих и лишенных зрения людей. Впервые в России на ней представлены рельефные деревянные и керамические иконы, образы шитые бисером, оклады и киоты, которые можно потрогать руками. Для того, чтобы на ощупь можно было узнать, как выглядят на иконах Спаситель, Богоматерь, Иоанн Предтеча и другие святые, были изготовлены специальные выпуклые «прориси», а технология изготовления иконы поэтапно раскрыта с помощью осязаемых предметов, использовавшихся иконописцами – доски, паволоки, минералов для получения красок, инструментов. О том, как рождались новые принципы музейного показа, корреспондент «Милосердия» побеседовал с заместителем директора «Дома иконы на Спиридоновке» Надеждой Губиной.


Музей «Дом Иконы» в этом году отмечает два года со дня своего основания


Коллекция музея насчитывает более 2 тысяч русских и греческих икон XV-XX веков и произведений западного христианского искусства


Кроме постоянных и временных выставок, в музее проходят занятия по истории мировой художественной культуры для школьников, лекции, творческие вечера и концерты

— Здравствуйте, Надежда. Первый вопрос, который хочется задать – как родилась идея такой необычной экспозиции, и сколько потребовалось времени для ее воплощения?
– Идея просто висела в воздухе. Мы хотим, чтобы в музей приходило как можно больше посетителей, а в какой-то момент стали понимать, что есть люди, которые не могут ходит в театры, в кино и музеи, так как они видят плохо или не видят совсем. Более того, в музеях нельзя трогать экспонаты руками, а для слепых людей руки – это глаза, их жизнь. Путешествуя по миру и посещая различные музеи, я интересовалась, где какой опыт в решении этой проблемы есть. В Риге в одном из музеев я увидела совсем небольшой информационный столб, на котором шрифтом Брайля был приведен этикетаж, совсем сжато. И что-то разрешали даже потрогать, немного, экспонатов пять. Именно тогда, где-то год назад, пришла в голову идея сделать в нашем музее постоянно действующую экспозицию для посетителей с ограничениями по зрению. Думали сделать это быстро, но столкнулись с рядом проблем.



В открытии экспозиции приняли участие певица Диана Гурцкая и вице-президент Всероссийского общества слепых, депутат Государственной Думы Олег Смолин. Сотрудники музея провели для почетных гостей первую экскурсию


Диана Гурцкая у стенда, где представлены этапы подготовки иконной доски


Далее следуют стенды с минералами, кистями, красками — все это тоже можно исследовать на ощупь


Все экспонаты подписаны при помощи шрифта Брайля, а перед входом в выставочный зал можно прочитать большую статью об истории иконописи


Чтобы незрячие посетители могли составить свое представление об устройстве деисусного чина иконостаса — сотрудники музея выполнили его схематический план рельефной линией по оргстеклу


Не забыв сделать и поясняющие надписи

— Какие сложности встали перед вами?
— Мы ничего не знали – ни на какой высоте от пола крепить предметы, ни как точно сделать специальные этикетки, ни как их крепить. Не знали, каким образом и у кого заказать объемные вещи, которые можно чувствовать руками, чтобы можно было понять как выглядит Богоматерь, что такое складки мафория, как выглядит святитель Николай? Мы стали созваниваться с друзьями нашего музея, это и мастерские, и мастера, занимающиеся резьбой по дереву. Заручившись поддержкой большой команды, начали работать, потихоньку собирать экспонаты. И думали, что нам нужно еще, как помочь слепому человеку ощутить, что такое икона.

— Но ведь здесь представлены не только предметы, сделанные современными мастерами специально к выставке, но и, например, деревянная фигура преподобного Нила Столобенского XIX века и даже памятник XVII века – деревянная резная Владимирская икона Божьей Матери. Как решалась проблема сохранности этих экспонатов? Это ведь главная музейная проблема.
— Здесь, конечно, есть риск.

— Именно этот риск и заставляет выставлять древности в витринах за стеклом, что привычно. Как вы смогли преодолеть этот устоявшийся музейный подход?
— За этой экспозицией закреплен постоянный реставратор, который будет ежедневно наблюдать за тем, что происходит. Мы еще на самом деле не знаем, на какое количество слепых посетителей рассчитывать, не понимаем, насколько сильно будут прикасаться к вещам, как это будет отражаться на сохранности. Один из специалистов, помогавший нам с выставкой, объяснил, что прикосновения слабовидящих людей это не то же самое, что просто взять предмет в руки. Нервные окончания в подушечках пальцев у слепых людей развиты настолько, что будет достаточно слегка прикоснуться к образам, и никакого урона нанесено при этом не будет. Понятно, что древним вещам мы уделили особое внимание и провели их реставрацию при подготовке выставки. Это касается и киота XIX века, также здесь представленного. Нам действительно хотелось, чтобы слепые люди руками ощутили тепло, переданное давно ушедшими мастерами. Мы специально повесили рядом две деревянные иконы – XVII века и современную, чтобы можно было сравнить разницу в резьбе. Нам интересно мнение людей, которые не видят, существует ли различие между ними.


Есть среди экспонатов старинные керамически барельефы — фрагменты внутреннего храмового убранства


Первые посетители выставки


Экспозиция дает возможность незрячему посетителю на ощупь, сантиметр за сантиметром прочувствовать, как «выглядят» образы Спасителя, Богородицы, свт.Николая, прп.Сергия Радонежского


Иконы расположены на удобной высоте


«Идея создания такой экспозиции появилась, когда однажды в европейском музее истории мы увидели небольшой стенд для незрячих людей, где были представлены камни, бывшие в основании города. Их можно было потрогать руками. Тогда мы подумали, а почему бы нам не сделать такую экспозицию в Доме иконы и начали собирать рельефные и контурные экспонаты», — рассказывает Екатерина, сотрудник музея

— Экспонаты висят достаточно низко…
— Да, примерно 1 метр 20 сантиметров от пола.

— Эта высота развески рассчитана не только на взрослых посетителей, но на детей, у которых плохое зрение?
— Совершенно верно. Мы заказывали исследование, которое показало, что в нашей стране более полутора миллионов плохо видящих или совсем слепых людей. Из них очень много детей. Не хочется, чтоб их мир был замкнут только спецшколой и спецпредприятием. Для них обычный мир закрыт – никаких развлечений и никакого времяпрепровождения вне работы, привычного для нас с вами досуга. Мы общаемся сейчас с интернатами для таких детишек, они будут бесплатно приезжать к нам в музей. Мы для всех слабовидящих людей сделали бесплатный вход, он бесплатный также для одного сопровождающего лица. Более того, обсуждался даже вопрос о собаках-поводырях. И мы разрешили проходить с собаками.

— В «Дом икон на Спиридоновке» можно придти с собакой?
— А как еще? Ведь это помощники для слепых, необходимые им и в городе, и в метро. Мне кажется, такие собаки-поводыри воспитаны и добродушны. Нет ничего страшного в том, чтобы просто лишний раз протереть пол, если будут собачьи следы.

— А в музее есть какой-то специальный сотрудник, чьей обязанностью будет встречать слепых посетителей и провожать их, скажем, от гардероба до экспозиции?
— Конечно. У нас всегда встречают каждого посетителя. Не всем нужна помощь экскурсовода, но мы ее предлагаем. В данном случае обязанность сопроводить плохо видящего человека будет и у сотрудника музея, и у охранника, который обязательно проводит до экспозиции.



Пластиковые рельефные иконы сделаны специально для незрячих людей в Симоновом монастыре в Москве



А керамические — на заказ для Дома иконы



Олег Смолин: «В России есть пословица, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но инвалиды по зрению не могут следовать этому совету, потому что в отличие от других информацию мы получаем не зрительным способом, а по слуху. Действительно большинство из нас об иконах слышали только по описанию, а это совсем не то же самое, что потрогать руками и самому прочитать надписи, которые здесь сделаны!»



— У вас все продумано до мелочей.
— Мы старались. Скажу честно, что кое-что к 18-му числу не успели. Но к концу недели у нас появятся аудио-гиды с наушниками с рассказом-экскурсией для людей, имеющих ограничения по зрению.

— Но ведь экспозиция заинтересует не только их. Мне кажется, много людей, которые ходят в музеи, хотели бы, наконец, прикоснуться к музейным предметам, потрогать их.
— Ну конечно! Даже у обычных людей, изучающих искусство, любящих иконопись, нет возможности потрогать, скажем, лазурит, или яшму, из которых получают пигменты для написания икон. Нам привезли очень много минералов, мы советовались с геммологами, выбрали самые безопасные, без содержания таких ядовитых веществ, как, например, мышьяк. И для обычных посетителей, не знающих, как создается икона, будет интересно увидеть ее рождение – вот доска, и вот этапы нанесения паволоки, грунта, и так далее. Это легко и доступно, это можно потрогать и понять. Именно это наша цель, дать людям возможность получить такую информацию. Я очень благодарна всем нашим друзьям, бесплатно трудившимся для этой выставки, делавшим и предоставлявшим экспонаты.

— Хочется пожелать «Дому икон на Спиридоновке» успехов в таком важном начинании, как создание этой особой экспозиции, которая поможет «увидеть» мир православных образов слепым людям.
— Мы надеемся, что будет интересно, и что в дальнейшем мы сможем расширять и дополнять ее.


После экскурсии Диана Гурцкая поделилась своими впечатлениями: «Вы даже не представляете как это важно для нас. Ведь каждый родитель может привести своего ребенка в музей и показать ему что-то, рассказать. А я впервые сама читала все надписи, сама исследовала эти иконы — теперь я приведу сюда своего ребенка и сама проведу ему экскурсию! Обязательно! Это чудо для нас!»


Посетители расходились и рассуждали в какие еще московские музеи оборудованы для незрячих посетителей. Оказалось, что только дом-музей Булгакова и музей Дарвина


Адрес музея: ул. Спиридоновка, дом 4. Часы работы ежедневно с 12.00 до 22.00. Стоимость билета — 150 рублей, но для инвалидов по зрению вход бесплатный

Беседовала Светлана ЛИПАТОВА
Фото: Екатерина СТЕПАНОВА