Успение Пресвятой Богородицы – великий христианский праздник, относящийся к числу двунадесятых (12 важнейших праздников Православной Церкви). В этот день верующие вспоминают о событиях, связанных с кончиной матери Христа, Марии.
Успение называют Летней или Богородичной Пасхой. Связано это с тем, что события праздника напоминают пасхальные: гроб, в который было положено тело Пречистой, спустя три дня открыли, но не нашли в нем тело, поскольку Божья Матерь была взята на небо. Похожи и церковные службы: накануне Успения также совершается крестный ход с плащаницей и ее погребение.
Несмотря на то, что смерть в сознании людей связана с печалью и горем, Успение – светлый и радостный праздник, который напоминает нам о том, что смерти нет, и каждый христианин должен стремиться к жизни вечной. О том, как правильно его провести, о традициях и особенностях богослужения и о духовном смысле праздника Успения Пресвятой Богородицы расскажем в нашем материале.
Оглавление
Успение Пресвятой Богородицы в 2025 году какого числа
В каком году произошло Успение Богородицы
Духовный смысл праздника Успения
Богослужение в праздник Успения
Акафист Успению, тропарь и величание праздника
Успение Пресвятой Богородицы в 2025 году

Какого числа празднуют Успение Пресвятой Богородицы в 2025 году? Дата Успения непереходящая, в отличие от таких христианских праздников, как Троица и Вознесение, она не зависит от Пасхи. В Русской Православной Церкви Успение Пресвятой Богородицы всегда празднуют 28 августа.
Интересно, что католики празднуют Успение 15 августа, так же как и некоторые православные Церкви, например, Сербская и Грузинская. Это связано с различиями в григорианском и юлианском календарях. Однако Успение является большим и значимым праздником для всех христиан.
История праздника Успения: известие от архангела Гавриила, прощание с апостолами и неожиданная находка Фомы

В этот день Церковь вспоминает кончину Божьей Матери. Праздник называется Успением, поскольку смерть Богородицы не была болезненной, она как бы уснула, чтобы затем проснуться для жизни вечной. По традиции, успением называют уход из жизни любого христианина, а самого умершего – усопшим.
Из Евангелия о Богородице мы знаем не так много. Подробности о Ней сообщает евангелист Лука, который, как считается, общался с Марией и от нее узнал подробности о Благовещении и Рождестве Христовом, о Сретении и словах, которые Богородица услышала от старца Симеона Богопримца, и о том, как, уже будучи подростком, Христос говорил в Иерусалимском храме.
О Божьей Матери говорит и евангелист Иоанн: он рассказывает о самом первом чуде, который сотворил Христос на брачном пиру в Канне Галилейской и о том, как Господь послушался тогда просьбы своей Пречистой Матери. Иоанн же сообщает нам о том, что, умирая на кресте, Господь завещал своему любимому ученику позаботиться о Богородице.
А вот о том, как Божья Матерь жила после Воскресения Христа и Его Вознесения, Священное писание сообщает очень мало информации. Сведения о Ней обрываются в момент сошествия Святого духа на апостолов в Сионской горнице. Не рассказывают Евангелия и Деяния апостолов и о смерти Богородицы, об этом мы знаем лишь из церковного предания.
Известно, что после нескольких миссионерских путешествий – на Кипр, в Эфес и на Афон – Божья Матерь жила в Иерусалиме, где много молилась, посещала места, связанные с земной жизнью Христа, помогала страждущим. За три дня до кончины Ей явился архангел Гавриил, тот самый, что пришел когда-то с благой вестью о рождении Христа. Он сообщил, что вскоре Христос заберет Свою Пречистую Мать к себе.
По молитвам Богородицы в Иерусалим были перенесены ученики Христа. Они простились с Марией, после чего она тихо скончалась. В этот момент в комнате, где находились апостолы, воссиял неземной свет, исходивший от пришедшего за душой Богородицы Иисусом. Именно этот сюжет чаще всего мы видим на иконе Успения.
Похоронили Божью Матерь в Гефсимании, в усыпальнице, где уже покоились ее родители Иоаким и Анна, и ее муж Иосиф Обручник. Однако, когда спустя три дня в город прибыл опоздавший апостол Фома и попросил отвалить от гроба камень, чтобы проститься с Богородицей, тела ее не нашли. Остались лишь погребальные пелены, плащаница, в которое была завернута Богоматерь.
Богословы спорят, как отнестись к этому факту: воскресла ли Божья Матерь, как некогда ее Сын, или была не только душой, но и телом взята на небо, подобно ветхозаветным праведникам. Есть разные точки зрения, но общее у них одно: после Успения Богородица стала заступницей всего рода человеческого, его вечной защитницей и ходатаицей перед Богом.
В каком году произошло Успение Богородицы и почему мы празднуем его летом

Точной даты Успения Пресвятой Богородицы мы не знаем. Но можно примерно предположить, в каком году Успение Пресвятой Богородицы имело место быть.
По некоторым косвенным фактам получается, что, скорее всего, Божья Матерь умерла, когда ей было около 80 – 82 лет. Вот каким образом можно установить примерную дату Успения.
Известно, что около 60 года нашей эры Иерусалим посетил евангелист Лука. Он встречался с Богородицей, узнал от нее много важных фактов о Благовещении, Рождестве и событиях времен юности Христа, которые затем вошли в Евангелие. Луку же считают автором нескольких икон, в числе которых Владимирская икона Божьей Матери.
Евангелист Лука также является автором Деяний апостолов, которые завершаются прибытием апостола Павла в Рим – это событие произошло около 62 года. При этом в книге ничего не сообщается об Успении, что позволяет предположить – в 62 году Божья Матерь была еще жива. При этом мы знаем, что в период с 64 по 67 годы нашей эры в Риме были казнены апостолы Петр и Павел. Но они, согласно преданию, присутствовали при кончине Богородице.
Совокупность этих фактов позволяет предположить, что Божья Матерь, вероятнее всего, умерла в 63 году нашей эры.
Точного дня и месяца предание не сохранило, а церковная традиция праздновать Успение сформировалась лишь к V веку. При этом, по различным источникам, отмечали его 18 января и 15 августа (по старому стилю), и лишь позднее установилось правило отмечать Успение летом.
Духовный смысл праздника Успения

О духовном смысле Успения и о том, как следует понимать этот праздник, о том, почему смерть может быть поводом для радости, но главное – о том месте, которое занимает в жизни каждого христианина Божья Матерь, писали многие святые отцы и говорят сегодня многие современные священники. Мы же предлагаем вам выдержки из проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина), произнесенной по случаю Успения Пресвятой Богородицы в Псково-Печерском монастыре.
«День сей особый, ибо только со дня Своего Успения по духу святыни Дева Мария открылась в силе Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Богородицы», – говорил отец Иоанн и уточнял свою мысль: Успение Божьей Матери стало «вратами, сквозь которые хлынул в мир свет славы безвестной дотоле жизни. И свет этот освятил путь в Царство Небесное всем земнородным».
По словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), в день Успения, впрочем, как и во всякий другой день, православные христиане должны ежедневно молитвенно обращаться к Богородице, читая молитву «Богородице, Дево, радуйся», уповать на ее помощь и заступничество и чтить ее. «Дева Мария – единственное человеческое существо, удостоившееся послужить тайне нашего спасения. В этом Ее неповторимое величие. Она единственная восприяла высочайший дар благодатного обожения, пройдя путь постепенного неуклонного возвышения к Богу. В Пресвятой Деве олицетворилось человечество в истинной своей сущности, каким было замыслено Творцом. Мария явила красоту Божьего образа в человеке и показала, что «житие наше на небесах есть». Своей совершеннейшей преданностью Богу, примером всей Своей жизни Она учит человечество, как жить с Богом и в Боге на радость жизни. Ее жизнь для нас – свидетельство и удостоверение о спасительном пути в Царство Небесное».
Богослужение в праздник Успения: голубые облачения, плащаница и пасхальное настроение

Богослужение по случаю Успения Пресвятой Богородицы – торжественное, пышное и благоговейное. Оно начинается накануне, 27 августа, с всенощного бдения. Как и на других богородичных праздниках, священники надевают голубые облачения. Голубой – цвет Божьей Матери, символизирует небесную высоту, чистоту и непорочность.
На всенощной в центре храма ставят плащаницу с изображением усопшей Богородицы. С плащаницей совершается крестный ход, около нее читают праздничное Евангелие, а в момент, когда плащаницу выносят из алтаря, верующие становятся на колени и совершают земной поклон.
На всенощной также читаются паремии (фрагменты из Ветхого Завета) о таинственной лествице (лестнице), увиденной патриархом Иаковом, и о видении пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма, и о доме, и трапезе Премудрости – они звучат как предсказание будущей судьбы Богородицы, которая, подобно лествице, через рождение Богочеловека связала небо и землю. Звучат два канона Успения, написанные святым Космой Маюмским и святым Иоанном Дамаскиным.
Утром 28 августа служат праздничную литургию. У нее есть некоторые особенности. Так, например, вместо «Достойно есть» поется припев из канона Успению Пресвятой Богородицы: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Девая восходит от земли на Небо», а также ирмос: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество и живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое».
По своему настроению успенские службы похожи на пасхальные. Связано это во многом с чином погребения богородичной плащаницы, который во многом напоминает службу утрени Великой Субботы, когда совершается погребение Спасителя. Важно отметить, что погребение плащаницы на Успение совершается не так давно – в России эта традиция появилась несколько столетий назад, и сначала существовала лишь в нескольких монастырях и храмах, например, в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. Сегодня же она есть во многих приходах, но проходит в разные даты – иногда вечером накануне Успения, иногда – через несколько дней после него (обычно 30 августа). Уточняйте расписание служб в конкретном храме.
Акафист Успению, тропарь и величание праздника: когда и как читать, тексты

Акафист Успению Божьей Матери – это хвалебно-благодарственный гимн, посвященный Богородице. Чтение акафиста словно делает нас участниками той погребальной процессии, которая провожала Богородицу в вечную жизнь. Акафист полезно читать на протяжении всего Успенского поста, с 14 по 28 августа. Затем можно продолжать читать его вплоть до 5 сентября, когда происходит отдание праздника Успения.
Полный текст Акафиста Успению Божьей Матери можно найти здесь.
Читать акафист можно самостоятельно дома, но при этом желательно взять благословение у священника. Перед чтением акафиста читаются предначинательные молитвы (их можно взять из обычного утреннего правила, от «Молитвами святых отец наших» до Символа Веры включительно). Акафист читается стоя перед иконами, в любое время дня.
Тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы поется в храме, на всенощном бдении и праздничной литургии. Его текст:
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу́, Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
В храме звучит также величание: Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.
Традиции праздника Успения Божьей Матери

Успение – последний двунадесятый праздник церковного года. В сентябре, после церковного новолетия (14 сентября по новому стилю) открывается новый богослужебный цикл, он начинается большим праздником Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) – таким образом Церковь подчеркивает, что без Богородицы был бы невозможен приход в мир Иисуса Христа, его земная жизнь, страдания и воскресение.
Успение таким образом – это своеобразный итог, завершение цикла и одновременно – взгляд вперед, надежда на обновление, вера в вечную жизнь.
Одной из ярких традиций праздника Успения является крестный ход, который в некоторых монастырях проходит особо торжественно по украшенной цветами и травами дороге. Таковы, например, крестные ходы в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, для которого Успение является престольным праздником, и в Дивеево – одном из земных уделов Богородицы, где крестный ход традиционно проходит по Святой Канавке.
В храмах же цветами (обычно лилиями, но приветствуются также типично осенние цветы – астры, хризантемы, георгины, гладиолусы) украшают плащаницу и икону Успения.
В праздник Успения Пресвятой Богородицы важно посетить богослужение, исповедоваться и причаститься. Поскольку завершается Успенский пост, по случаю праздника можно устроить семейный обед, включив в меню мясные блюда – они разрешены, поскольку в 2025 году Успение выпадает на четверг, а это непостный день.