Уповая на Царство Небесное

О подробностях устройства поминальных обедов в постные дни я расспросить уже не успеваю: на строительство храма привезли кирпич.

— Надо посмотреть, не ушел ли крановщик. А то, глядишь, снова придется за рычаги крана сесть,— прощается со мной отец Иоанн.— Конечно, в идеале священник должен служить, а не заниматься строительством или организацией похорон. Но такое время сейчас…
Материал сайта Саратовской епархии

Рядом с почти готовыми стенами храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца, возводящегося в саратовском микрорайоне Солнечный, недавно появилось новое строение. На его стене — вывеска, предлагающая воспользоваться услугами православного похоронного бюро. Ничего подобного в Саратовской епархии еще не было.
— Еще несколько дней, и мы будем готовы встретить первых посетителей,— рассказывает настоятель Георгиевского храма протоиерей Иоанн Грицько, возглавляющий новую похоронную службу.— Последний месяц обучали персонал, запасались всем необходимым.
Действительно, половина просторного выставочного зала, где мы разговариваем, занята всей той атрибутикой, что требуется для похоронного обряда. На стенах — большой выбор венков. Оказывается, и они, и огромный ассортимент корзин с искусственными цветами сделаны сотрудниками бюро, осваивающими новое для себя ремесло под руководством отца Иоанна.
Для отца Иоанна организация похоронного дела — занятие не новое. Батюшка рассказывает, что в период его служения в Краснодаре при трех городских храмах действовали погребальные службы. Давно назрела потребность в этом и в Саратове. «Если большинство наших граждан называют себя православными, значит, и хоронить своих близких необходимо по-христиански,— рассуждает вслух священник.— Надо заботиться не только о погребении тел усопших, но и об упокоении их душ».
Однако, изучив саратовскую практику совершения похоронных обрядов, отец Иоанн убедился в том, что почти всегда они проводятся с многочисленными нарушениями. Чаще всего священника не приглашают, и тем более игнорируется благочестивая традиция, когда тела усопших привозят в храм, где над ними всю ночь читается Псалтирь, а затем совершается чин отпевания. Согласно церковным канонам эта служба, призванная облегчить почившим переход в вечную жизнь, должна совершаться в храме. Но часто люди, упрощая процедуру похорон, хотят провести отпевание заочно, как это делалось в советские годы. В этом случае родственники, а порой и представители агентств обращаются в ближайший храм с просьбой совершить отпевание над… горстью земли, чтобы затем рассыпать ее над могилой покойного. Впрочем, сотрудники таких агентств поступают еще проще: например, землю могут взять где угодно, объявив ее «освященной». Также работники ритуальных служб утверждают, что освящены и предлагаемые ими крестики, венчики, покрывала. Но поручиться за достоверность подобного свидетельства трудно.
Особо отец Иоанн указывает на то, что совершенное по православному чину погребение не только приносит пользу страждущей душе покойного — это еще и обращенная к родственникам и близким покойного проповедь. С одной стороны, она помогает справиться с болью утраты близкого человека, с другой — служит напоминанием о необходимости христианского отношения к жизни и смерти.
Я расспрашиваю отца Иоанна о его планах. Их у него немало. Ведь он не только настоятель строящегося Георгиевского храма и соседствующей с ним временной церкви в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Недавно на него возложена также забота о строительстве еще одной новой церкви. Судя по лежащему на столе эскизу, это трехпрестольный храм, который должен появиться на другом конце Саратова, в поселке Комсомольский. Пока же отец Иоанн озабочен устройством для похоронного бюро мастерской, где можно будет самостоятельно изготовлять надгробные памятники и трехметровые дубовые кресты. На новом городском кладбище должна быть построена часовня.
Говоря о сегодняшнем дне, отец Иоанн подчеркивает — православное похоронное бюро берет на себя весь комплекс ритуальных услуг. Его сотрудники помогут и с выбором похоронных принадлежностей, и с оформлением необходимой документации, и с организацией поминок. Светские поминки часто превращаются в шумные застолья. Православная поминальная трапеза является жертвой за усопшего родственника, одним из тех благотворений, которые должны совершаться за него живыми. Спиртное в это скорбное время неуместно (особенно во время церковного поста).
О подробностях устройства поминальных обедов в постные дни я расспросить уже не успеваю: на строительство храма привезли кирпич.
— Надо посмотреть, не ушел ли крановщик. А то, глядишь, снова придется за рычаги крана сесть,— прощается со мной отец Иоанн.— Конечно, в идеале священник должен служить, а не заниматься строительством или организацией похорон. Но такое время сейчас…

Современный человек всеми силами стремится избежать мыслей о смерти. Даже когда она забирает их близких, люди пытаются дистанцироваться от похорон, боятся посещать кладбища. Неверие порождает страх, который был неведом нашим предкам, строившим свою земную жизнь с упованием на достижение Царствия Небесного. Истиной для них звучали слова из книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «и умерших не лишай милости».

Владислав Боровицкий


Адрес православного похоронного бюро в г. Саратове: ул. Днепропетровская, 2А, храм св. вмч. Георгия Победоносца. Тел.: 49-89-67 (8.00-20.00), 61-07-01.

Источник: Сайт Саратовской епархии

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?