В храме Воскресения Христова в Сокольниках открылась Школа трезвости для страждущих от недуга пьянства. Зачем нужна Школа трезвости в Церкви, если есть диспансеры, наркологи и психиатры? Какими будут занятия в школе трезвости? Достаточно ли для выздоровления одного занятия в неделю? Какова мера употребления алкоголя в семье, где есть зависимый? Каковы критерии выздоровления? Можно ли ученику школы потом будет пить?

В последнее время наш сайт уделяет много внимания взаимодействию с Церковью групп самопомощи (Анонимных алкоголиков). Есть, однако, и другие методики православной реабилитации зависимых людей. Десятого ноября молебном иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» в храме Воскресения Христова в Сокольниках открылась Школа трезвости для страждущих от недуга пьянства. В Москве школы такой же направленности есть еще на Крутицком подворье, в Косино и в области. На открытии присутствовали только организаторы и педагоги, никто из страждущих не пришел. С участниками пресс-конференции беседовала корреспондент Милосердия.ru Софья ПУЧКОВА.


Храм в Сокольниках построен в 1913 году и никогда не закрывался (но в 1930-х гг. был занят обновленцами). В 1945 году здесь заседал Поместный собор, избравший патриарха Алексия I. На фото — Богослужение в храме в 1954 г. Фотограф Анри Картье-Брессон

— Зачем нужна Школа трезвости в Церкви, ведь для лечения больных алкоголизмом есть диспансеры, наркологи и психиатры?

Диакон Александр Шинкаров: Наша цель – не только избавить человека от страсти пьянства, но и воцерковить его. После того, как он избавится от недуга, его душа не должна оставаться пустой, а для этого человека нужно привести к вере, к Богу. В течение лечения его надо вернуть к нормальной жизни, чтобы он посмотрел на свою жизнь с другой точки зрения, а такую возможность дает Церковь. И когда человек видит свою прошлую жизнь, жизнь под гнетом страсти, он чувствует себя виноватым и хочет исправить ее. И в этом ему поможет Церковь. Человек не должен оставаться один.

Георгий Савов, психолог: Я по специальности врач-психиатр, психотерапевт, работал в «горячих точках», прошел Чернобыль и на своем опыте убедился, что только помощь Божья может привести человека в здоровое нормальное состояние. Только путем изменения образа жизни и воцерковления можно излечить самые страшные и неизлечимые на первый взгляд болезни.

Сейчас можно зайти практически в каждый книжный магазин и найти на полке книгу под названием «Как употреблять алкоголь долго, безопасно и с удовольствием» или «Как пить, курить и до ста лет жить». Я в ужасе вижу, что они все раскупаются. Более того, эти книги написаны врачами-психиатрами, наркологами. Алкоголизм, повторюсь, греховная страсть. Попробуйте заменить слово «алкоголь» на название любой другой страсти, например, «Как блудить долго, безопасно и с удовольствием», или «Как гордиться долго, безопасно и с удовольствием»… Ужас в том, что число изданий на тему алкоголя и их популярность растет. И нужно бороться с этим путем пропаганды трезвого образа жизни, который и будет происходить в Школах трезвости.

Обычно, бросая пить, человек начинает, например, играть, то есть алкоголизм сменяется другой страстью – игроманией. Как сделать так, чтобы этого не произошло? На эту тему мы тоже будем говорить на занятиях.

Елена Захарова, сотрудник Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы: Мы считаем, что помощь только наркологов без помощи Церкви – единовременная: вышел человек из запоя, прошло немного времени, и он снова стал пить. То же самое относиться и к «лечению» заговорами. Даже после кодирования человек, становясь злым и раздражительным, входит в худший запой, чем до того.

Православные люди знают, что только в Церкви можно найти решение проблемы пьянства. Только в Церкви благодатью Святого Духа можно исцелиться, потому что эта болезнь – духовная. Никакого насилия здесь над человеком нет, никакого кодирования, а человек исцеляется сам по своей свободной воле. У нас в Церкви есть все для того, чтобы человек по-другому увидел мир – и молитва, святые, которые нам помогают, чудотворные иконы, святые источники. Все это в нашем распоряжении. Мы будем совершать паломничества по святым местам. Есть и поддержка светских специалистов, например мы сотрудничаем с Восьмым наркодиспансером, откуда нам будут направлять наркологов.

Сергей Шилков, руководитель Школы трезвости в Косино: Что такое школа? Школа – то место, где чему-то обучают. Если кто-то захотел выучить французский язык, тот пойдет в школу, где он преподается. Если хочет научиться танцам, будет заниматься в школе танцев. А главная задача Школы трезвости – научить жить трезво. С самого детства у нас человека почему-то учат, как правильно пить, как отмечать праздники, но трезвости, к сожалению, у нас не учат. Приведу такой пример: несколько лет назад, приглашая гостей на свадьбу сына, мы сказали, что алкоголя у нас не будет. Пришло процентов тридцать приглашенных. Беда еще в том, что мы не умеем общаться, если на столе нет спиртного. Школа трезвости может научить жить людей без этого зелья, общаться и не чувствовать себя «белой вороной», то есть непьющим среди пьющих. В отличие от кодирования, где результат достигается с помощью страха перед болью, в Школе человек пересматривает свои ценности, понимает, что есть высшие, духовные, большие, чем алкоголь, к которым и стоит стремиться.

— Какими будут занятия в Школе?



О. Александр:
Занятия будут проводиться здесь же в храме, начинаться будут с акафиста иконе Богородицы «Неупиваемая чаша». Затем планируются беседы на евангельские темы, на темы церковной жизни. Будет и исповедь для тех, кто пожелает. Мы постараемся сделать так, чтобы человек душой потянулся к Богу, чтобы пришел в церковь.

Г. Савов: Будем проводить беседы, лекции, семинары. Будут даваться домашние задания. Отдельный блок занятий мы посвятим лекциям и беседам с родственниками страждущих алкоголизмом, потому что человек один не живет, его окружают семья, друзья и коллеги. Чаще всего человек не пьет один. Возникает так называемая «созависимость».
Я не хочу опережать события и говорить, будет у нас это или нет, но есть такая форма избавления от страсти алкоголизма, как принятие обета трезвости. То есть на Евангелии и на кресте перед священником страждущий дает обет трезвости Богу. Тут важно то, что человек после принятия обета боится не вшитой в его тело «торпеды», а испытывает страх Божий.

Е.Захарова: Каждую субботу после молитвы будет беседа Сергея Борисовича Шилкова, всегда на занятиях будет присутствовать психолог, чтобы люди могли к нему подходить для консультаций, а каждую третью субботу месяца психолог будет также проводить беседу. Когда в группе наберется достаточно участников — именно самих страждущих, а не только их родственников, — мы будем устраивать занятия и в другие дни недели, расширять диапазон тем.

— Достаточно ли для выздоровления одного занятия в неделю, или человек уйдет домой и до следующей субботы будет пить?

Г. Савов: Нет, конечно, не будет пить до субботы. Ему будет, чем до субботы заняться, ведь освобождение от алкоголизма – это повседневный, ежечасный, ежесекундный труд на преодоление самого себя. Без него надежды на исцеление нет. Этот труд – еще и молитвенный. И алкоголизм, и наркомания, и игромания – это не что иное, как греховные страсти. И начинать надо, конечно, с борьбы с ними. Как уж будет происходить эта борьба, в первую очередь, зависит от веры человека в то, что Спаситель, Богородица и святые угодники Божии не оставят его ни при каких, даже самых сложных обстоятельствах. От алкогольной зависимости очень тяжело избавиться, и, по статистике, вне Церкви от нее освобождаются пять-семь, максимум — десять процентов. В то время как в стенах Церкви исцеления достигают восемьдесят процентов. Тогда, когда я еще был далек от православия, сам бы не поверил в это.

Всем известно, что есть два вида сна – быстрый и короткий. Также учеными доказано, что есть два вида бодрствования. Кроме обыкновенного, существует еще высший уровень бодрствования – молитвенное состояние, в котором начинает изменяться взгляд человека на свою жизнь. Только по вере дается исцеление, просто так без труда и молитвы ничего не будет.

Более того, от субботы до субботы человек будет загружен той информацией, которую он получит на встрече. Занятия построены таким образом, что человек неделю не будет бездеятельным, он будет переваривать, оценивать, анализировать эту информацию. Если же он просто присутствует на занятиях и ничего не делает в течение недели, то результата положительного не будет.

— Какова, по вашему мнению, мера употребления алкоголя?

С. Шилков: По-моему, если в семье есть больной алкоголизмом или потенциальный больной, то лучше жене, мужу, отцу, матери отказаться вообще от принятия алкоголя ради своего ближнего.

— А как вы относитесь к обществу Анонимных Алкоголиков и программе «12 шагов»?

С. Шилков: Как сказал отец Анатолий (Берестов), в этом обществе человек, избавляясь от одной зависимости, попадает в другую зависимость. Если мы обратим внимание на Анонимных Алкоголиков, то заметим такую тенденцию: уезжая куда-нибудь в отпуск, они сначала узнают, есть ли в этом месте группа Анонимных Алкоголиков, чтобы можно было с ними общаться. То есть зависимость от спиртных напитков сменяется зависимостью от общества.

Г. Савов: Это лучше, чем вообще ничего. Хорошо, что программа «12 шагов» есть, что люди могут обратиться за помощью в эти общества, и им ее окажут. Но все же, это «американщина», которая на русской почве, мне кажется, не приживется.

— Каковы критерии выздоровления? Можно ли ученику вашей школы потом будет пить?

Г. Савов: Как таковых критериев выздоровления нет. Первое, что должен сделать алкоголик, который хочет вылечиться, — это признать то, что у него есть такая страсть. Это, кстати, то положительное, что есть в группах Анонимных Алкоголиков. Там человек встает и перед всеми говорит, что он алкоголик имярек. И при этом, даже если он десять-двадцать лет не пьет, он по-прежнему продолжает считать себя алкоголиком. Если он и пятьдесят лет не будет пить, а потом выпьет, то сорвется. Алкоголизм неизлечим, но можно достичь того, что человек просто перестанет пить.

Бесплатные занятия в Школе трезвости будут проходить по субботам с двух часов дня.
Адрес храма — Сокольническая площадь, 6.
Контактный телефон — 8 915 340 9952, Елена Михайловна.


Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Москва)