Уганда. Сироты

В предрассветный птичий гомон врезаются звуки колокола. Через десять минут в церкви, смиренно опустив головы, стоят семинаристы в застиранных подрясниках. Открыты царские врата. Окутанный клубами кадильного дыма, священник возглашает. На его возглас семинаристы отвечают нараспев: «Мукама сасира!» На языке народа баганда это означает «Господи, помилуй!». Это православная церковь в Уганде. Здесь, где по красной глине проходит экватор, все почти как у нас и совсем по-другому. В Уганде побывали наш корреспондент Анна ПАЛЬЧЕВА и фотограф Никита МАШКИН

В Уганде 1,5 млн православных верующих. Православие – самая молодая и самая малочисленная из местных христианских конфессий. На первом месте по популярности стоит Католицизм, с ним конкурируют англикане. Митрополия находится в пригороде столицы Кампалы под названием Намунгона. Клир насчитывает 37 священников и 8 диаконов. При том что у Церкви 80 приходов, многие общины живут без священников и управляются катехизаторами. В некоторых приходах нет храмов. Основная часть прихожан – дети-сироты.


В Уганде есть приходские школы на несколько тысяч детей. В основном – сирот


С рассветом дети, одетые в яркую униформу, тянутся по улицам кучками, с братьями и сестрами. Колокол будит их в пять утра, чтобы они, живущие на соседних холмах, успели дойти до школы к утренней линейке. В классе по сто-сто двадцать человек, парты тесно сдвинуты. Окна распахнуты настежь. Учебник один на всех, да и тот у учителя. Все старательно переписывают в тетрадки то, что появляется на доске. Уроки, включая самостоятельную подготовку, которой дети предпочитают заниматься на лужайке во дворе, длятся до пяти вечера, чтобы ученики успели вернуться домой засветло. При такой системе обучения усвоить хоть что-то может только тот, кому это действительно нужно.
Подавляющее большинство детей в приходских школах — сироты. Их в Уганде бесчисленное множество. Родители гибнут во время бесконечных военных конфликтов и от СПИДа, оставляя по десять-пятнадцать детей. Из двух миллионов угандийских сирот 1,2 млн потеряли родителей именно из-за этой страшной болезни. Дети не становятся беспризорниками, как у нас, а остаются на попечении родственников. Проблема в том, что те едва могут прокормить и собственных детей.


При церкви в Форт-Портале сирот постарше обучают будущей профессии


Заботу о сиротах берет на себя Православная Церковь. Школу при православном приходе в деревне Дегея, например, посещают чуть менее двух тысяч детей, в основном сироты. При этом священники рассказывали нам, что собрали пока не всех деревенских детей, оставшихся без родителей. Сироты могут бесплатно учиться, получают еду и одежду. Часть из них потом получает направление в семинарию или стипендию для обучения в вузе. Так получилось с семинаристом по имени Грейс. Он рано потерял родителей и считает отцом священника из своей деревни. Тот благословил его пойти в семинарию. Каждый день Грейс поднимается на колокольню и бьет в растрескавшиеся колокола языком, отвалившимся от одного из них.

Некоторые из учащихся приходских школ живут у родственников, другие переселяются в общежитие. В огромном одноэтажном ангаре темно. Проходя между нагроможденными трехэтажными кроватями, то и дело головой попадаешься в силки белья, развешанного сушиться. На каждом из ярусов, рассчитанных на одного человека, спят по двое сирот. У каждого свой раскрашенный жестяной чемоданчик для личных вещей. В углу фанерой отгорожен закуток. Там живет воспитатель. Один (!) — сотни на две человек.
«Я — православный священник и не могу отказаться от детей, которых ко мне приводят родственники. Я уповаю на то, что Бог поможет мне найти средства, чтобы воспитать их», — говорит о. Эммануил Мбалире из прихода в деревне Катенте. Часть своих подопечных он расселяет в дома прихожан. В деревне (вообще-то Катенте имеет статус поселка городского типа, но на вид это скорее деревня) большой дефицит — матрацы, не говоря уже о кроватях. Когда отцу Эммануилу из митрополии присылают несколько штук, он раздает их прихожанам. А те в благодарность принимают к себе в дом двух-трех сирот. «Иногда, — рассказывает о. Эммануил, — когда в приходском огороде неурожай, люди помогают нам тем, что у них уродилось. Они знают, что у меня много сирот».


Ученик школы при храме в Катенте читает стихи о.Эммануила Мбалире: «СПИД – это зверь, пожирающий надежду»


В доме Макаты Викто (Виктории) и ее сестры-близнеца живут четверо сирот. Своих детей у сестер нет, и они готовы принять к себе еще несколько человек, но у них слишком маленькая хижина. Четыре комнатушки: прихожая (она же общая комната и склад), две для детей, в каждой из которых еле умещаются впритык по две кровати, и спальня сестер. Ни стола, ни стульев, ни уж тем более шкафов здесь нет. Приход в Катенте строит им дом побольше, не из глины и тростника, как теперешний, а из кирпича. Он уже почти готов, но у церкви нет денег на оконные рамы и двери.


Вдова Нала Роуз из деревни Катенте


Вдова Нала Роуз воспитывает четверых сирот и троих внуков. Роуз рассказала нам, что, если бы у них был дом побольше, она бы взяла себе еще четверых детей. Сын Роуз — инвалид с детства, у него атрофированы ноги, он передвигается на велосипеде с ручным приводом. Приход отстроил ему крошечный домик, где он живет с женой и двумя детьми. Это — единственный дом, за исключением дома священника, где мы увидели стол и диван, на котором сидели гости.

Полностью репортаж из Уганды можно прочитать здесь:

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?