На круглом столе в «РИА Новости» эксперты обсудили зарплаты учителей в России, а также обнародовали портрет среднестатистического труженика среднего образования

Представители власти отчитываются о росте зарплат учителей по стране, но когда учителя из регионов рассказывают о своих реальных зарплатах, становится понятно, что «в среднем 31 тысячу рублей в месяц» можно получить только, сложив показатели Иркутской области с цифрами Чукотской АО, где зарплаты учителей достигают 100 тыс. в месяц, и загрузив учителей шестью ежедневными уроками — шесть дней в неделю, не считая проверки тетрадей, подготовки к урокам, составления отчетов и внеклассной работы.

Вчера на круглом столе в РИА Новости обсуждали зарплаты учителей. Тема животрепещущая: на конец прошлого года Минобрнауки отчиталось о том, что средний оклад учителей – 31 тыс. рублей, а в феврале премьер Дмитрий Медведев возмущался тем, что в стране остаются регионы, не сумевшие дотянуть учительские зарплаты до среднего уровня. Хотя регионы тоже можно понять – все расходы по повышению зарплат ложатся на местные бюджеты, которые у многих и так еле сходятся, да и то благодаря кредитным ресурсам. Сейчас, по словам министра образования Дмитрия Ливанова, критическая ситуация складывается в пяти регионах, которые не выполнили поставленную задачу – это Оренбургская область, Республика Марий-Эл, Чеченская Республика, Ингушетия, Забайкальский край.

Впрочем, двое участников круглого стола были настроены очень оптимистично — член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Людмила Бокова и заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова говорили в основном об успехах.

— Сегодня средняя зарплата учителей по стране в два раза выше уровня прошлого года, — заявила Бокова. — Мы посещаем огромное количество регионов – к примеру, недавно во Владивостоке я видела зарплату дефектолога в коррекционной школе в 34 тысячи рублей. Зарплаты учителей в Чукотский АО доходят до 100 тысяч рублей. В Южно-Сахалинске я в школе посмотрела нормативные документы – учитель математики, молодой специалист, получает 52000 рублей. Но нельзя не отметить и низкие зарплаты. В некоторых регионах учитель получает 12000 – это конечно плохо. При этом невысокие зарплаты кое-где на самом деле успешно подняты даже выше уровня средней по региону – просто в регионе она в принципе невысока сама по себе. К примеру, в саратовской области средняя зарплата – 16600, но средняя у учителя – 19600. Местное руководство сэкономило на оборудовании школ, которое они получали от федеральных средств, что позволило изыскать резервы из собственных денег.

Сами учителя поясняют, что в логике, которая позволяет оценить среднюю зарплату учителя в Саратовской области в 19600, очень много лукавства.

Вот, например, какую калькуляцию приводит учитель истории в общеобразовательной школе из Саратова: ее зарплата 18 тысяч рублей складывается из 2 базовых окладов (примерно по 6,5 тыс. рублей) и стимулирующей части (5 тыс. рублей). Базовый оклад – это минимальная оплата учительского труда за 18 часов в неделю (устанавливается исходя из количества учеников в школе). То есть, чтобы получить гарантированные 13 тысяч рублей, учителю нужно работать 36 часов в неделю – это 6 уроков каждый день, кроме воскресенья. А кроме этого – проверка тетрадей, подготовка к урокам, составление планов, отчетов и внеклассная работа.

То же и в республике Удмуртия – за декабрь средняя заработная плата учителя в регионе составляет около 16 тыс. рублей. Но преподаватель информатики из Ижевска Ярослав Федоренко поясняет, что получить такую зарплату можно только, работая на 2 ставки (2 базовых оклада, т.е. 36 часов в неделю) и при этом занимаясь классным руководством.

В Иркутской области средняя зарплата учителя, по данным Госкомстата – около 23 тыс. рублей. Однако преподавательница истории из Братска Наталья Зверина рассказывает, что ее базовая часть – 4 600 руб. Правда, с января ее обещали повысить – на 600 рублей. Стимулирующие выплаты она тоже получает – 700 рублей за стаж.

Зарплаты учителей растут (если растут) благодаря увеличению загрузки, рассказывает учитель русского языка из Москвы Всеволод Луховицкий. «Учителя работают на 2 ставки, а их зарплату выдают за среднюю, нормальную, — сетует он. – Кроме этого, в школах растет количество детей. Во многих классах количество учеников приближается к 30, а в некоторых – перевалило за 30».

6 уроков в день 6 дней в неделю в классах по 30 человек, возможно, и позволяет учителям получать заявленную 31 тысячу рублей в месяц. Но качество обучения это серьезно снижает, предупреждает Луховицкий. «Учителей фактически толкают к халтуре», — подытоживает он. К тому же, по словам Луховицкого, в распределении стимулирующей части зарплаты слишком многое зависит от директора. Несмотря на то, что формально эту часть должен распределять Совет школы, в реальности он часто не действует, и распределение стимулирующей части целиком ложится на директора.

Это порождает много злоупотреблений. Учителя рассказывают о том, что стимулирующие выплаты получают в основном те, кто приближен к директору. В некоторых случаях часть этих выплат учитель через бухгалтерию возвращает директору.

Кроме этого, в школах еще встречается следующая схема: фактически работают пять человек, а оформлен в штат – всего один, который и получает ту самую большую «среднюю» зарплату, которую потом делят на всех. Директоры, как поясняет Луховицкий, тоже заинтересованы в такой схеме, т.к. зарплата директора рассчитывается, исходя из учительских зарплат.

Но вернемся к содержанию круглого стола. О проблемах образования – в глобальном смысле – позволил себе заговорить, пожалуй, только один участник – директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. «Рядом с ребенком – для того, чтобы он смог гармонично развиваться – должен быть уверенный в своем будущем человек, — сказала она. – Но наши учителя в своем будущем не уверены, их напряжение не снято. Исходя из наших опросов, получается, что учитель – это человек, который не ходит в театр, потому что не может себе этого позволить. Мало читает, потому что нет времени. Едва сводит концы с концами. Работой своей доволен, но в результатах не заинтересован». Вот такой портрет.