Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

У вас депрессия? Сдавайте автомобильные права

В конце 2025 – начале 2026 года произойдут существенные изменения: сотрудникам Госавтоинспекции станет доступна база, в которой отражаются данные о заболеваниях, препятствующих вождению. В число таких болезней вошел ряд психиатрических диагнозов, которые сегодня наблюдаются у многих автолюбителей, – депрессия, стресс, панические атаки и другие

Забота о своем ментальном здоровье может неоднозначно сказаться на будущем автовладельцев. Эта тревожная новость облетела федеральные каналы и вызвала шквал возмущения. В списке психических диагнозов, с которыми нельзя за руль, банальный стресс и депрессия. Теперь лишиться прав можно будет вскоре после постановки одного из подобных диагнозов. Значит ли это, что любой визит к психиатру за успокоительной таблеткой может обернуться потерей прав? Одни эксперты уверяют, что да, другие настроены скептически.

Чтобы оценить риски и трезво взвесить все аргументы, мы обратились за экспертным мнением к вице-председателю Комитета по защите прав автовладельцев Александру Холодову, автоюристу Дмитрию Славнову и психиатру Анастасии Рыбниковой.

Список болезней, запрещающих вождение, был давно. Что изменилось?

К концу 2025 года Госавтоинспекция должна получить доступ к особой медицинской базе, где хранятся данные о болезнях автомобилистов. Медикам (в том числе тем, кто работает в частных клиниках) впредь надлежит аккуратно и скрупулезно пополнять эту базу свежей информацией: они будут загружать в нее те диагнозы, при которых запрещается управлять транспортным средством.

Список болезней был утвержден еще в 2014 году, ознакомиться с ним можно здесь. Однако сейчас его планируется расширить и детализировать. Особенно части диагнозов с литерой F (психиатрия).

Чем опасны депрессия, панические атаки и расстройства личности для водителей

Врачи говорят, что далеко не все невротические расстройства могут быть опасны при вождении автомобиля. Зависит от того, какой именно диагноз установлен у человека, как он проявляется и главное – как он сказывается на внимании, скорости реакции и решениях, которые человек принимает как участник дорожного движения.

Например, панические атаки, если они возникают именно в процессе вождения, скорее всего приведут к тому, что человек самостоятельно откажется от того, чтобы садиться за руль, поскольку переживания паники обычно бывают слишком сильными, вплоть до страха немедленной смерти.

Обсессивно-компульсивное расстройство также, скорее всего, не представляет опасности: люди с таким диагнозом обычно невероятно осторожны и сосредоточенны. Перед тем как тронуться с места, они много раз проверят и перепроверят все, что касается состояния автомобиля.

А вот депрессия и расстройства личности (особенно биполярное) могут быть опасны. Так, в случае с депрессивными состояниями появляется заторможенность, удлиняется время реакции, а также могут проявляться суицидальные наклонности. При биполярном расстройстве особенно опасна так называемая гиперманиакальная фаза (фаза повышенного настроения), когда человек утрачивает чувство осторожности. Он может мнить себя гонщиком, проявлять агрессивное вождение, у человека отсутствует критическое отношение к собственным поступкам.

Исходно в число диагнозов, с которыми запрещено крутить баранку, входят разного рода травмы головного мозга, эпилепсия, слепота, неспособность различать цвета, алкоголизм, наркомания и так далее. Что же касается психиатрических заболеваний, то их спектр широк. Кроме очевидной шизофрении или, например, умственной отсталости в него входят различные невротические проблемы: от стресса до расстройства личности. То есть если у человека наблюдались панические атаки или депрессия, он становится кандидатом на вылет в сообществе водителей.

«Инспектор ГИБДД, получив информацию о заболевании, может аннулировать водительские права автомобилиста, – утверждает портал «Авто.ру». – У водителя будет два месяца на повторное прохождение медкомиссии и оформление новой справки о допуске к вождению. Если диагноз подтвердится или водитель откажется от медосмотра, восстановить документы уже не выйдет».

Отметим, раньше сотрудники ГИБДД не имели доступа к медицинской информации о водителях. Инспектор видел лишь медсправку, которую выдают при получении или замене прав. Почему тогда законодатели решили допустить инспекторов в святая святых?

На первый взгляд все логично. За время действия водительского удостоверения, то есть за десятилетие, со здоровьем автомобилиста может случиться все что угодно, поэтому лучше следить за его состоянием в режиме реального времени. У человека может в одночасье ухудшиться зрение, он может пристраститься к алкоголю или наркотикам, пережить эпиприступ или встать на учет к психиатру. Так что если все сведения об изменении здоровья водителей будут оперативно попадать в эту базу данных, стражи дорог узнают о тяжелом диагнозе автовладельца не с многолетним опозданием, а достаточно быстро.

Однако в стройной, на первый взгляд, схеме, пока есть пробелы и неточности.

Инспектор ГИБДД не может отнять права на основании диагноза. Пока не может

Коллаж. Депрессия

«Сам факт передачи данных пока никаких вопросов не решит, потому что даже любой очень страшный диагноз, даже тот диагноз, который, по идее, должен препятствовать управлению транспортными средствами, юридически не влечет за собой автоматическую отмену прав», – говорит вице-председатель Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов.

По словам эксперта, если у автовладельца есть действующая медсправка, подтверждающая, что он годен к управлению, никакой свежий диагноз, поставленный в медицинском учреждении, ее не перебьет. Ведь права у нас выдаются только на основании действующей справки. Холодов подчеркивает: для того, чтобы описанная выше схема с немедленным аннулированием водительских прав заработала, необходимо на более высоком уровне менять законодательство.

Есть и еще один важный момент. «В медицинской справке, которая есть у водителя и на основании которой действует ГАИ, есть только два варианта: годен или не годен, – отмечает Холодов. – Понимаете, там нет других диагнозов. А сотрудник ГИБДД все-таки не врач. Даже если он увидит в базе название заболевания, которое подразумевает полную негодность к управлению, он не имеет полномочий установить равенство между заболеванием и заключением «негоден».

«Мне кажется, что следующий логичный шаг должен заключаться в том, чтобы ГИБДД могло инициировать прохождение внеплановой комиссии в случае достаточных оснований, – говорит Холодов. – Но вот этого следующего шага пока в юридической плоскости нет».

Со своим коллегой согласен и автоюрист Дмитрий Славнов. «Ни при каких обстоятельствах любой инспектор не лишит вас прав, – говорит он. – Задача инспектора – это забота о безопасности дорожного движения и противостояние преступлениям. Лишает прав только суд. Ну а выводы, годен водитель или не годен по психическим показаниям, может сделать только психиатр».

Почему психиатры бьют тревогу

Коллаж. Депрессия

«Еще два года назад сотрудников психиатрических больниц начали предупреждать о том, что сведения о своих пациентах им скоро придется передавать в правоохранительные органы и в ГИБДД (ныне в Госавтоинспекцию), – говорит психиатр Анастасия Рыбникова. – Это не могло не встревожить медицинское сообщество. Одно дело, когда пациент находится на диспансерном наблюдении, состоит на учете и по всем законам здравого смысла не должен быть допущен к вождению автомобиля. Но другое дело, если он единожды или несколько раз проходил так называемое консультативное наблюдение. Это значит, что жизненные обстоятельства: горе, утрата, страх одиночества, потеря смысла жизни привели его к доктору, чтобы тот выписал ему рецепт. Сами понимаете, депрессия – коварное состояние. У кого-то получается справиться с ней своими силами, а у кого-то нет».

В отличие от других спикеров Рыбникова всерьез озабочена грядущими переменами. Доктор уверена: если клиническую депрессию по уровню опасности приравняют к эпилепсии, люди в будущем просто побоятся сообщать врачам о своих проблемах. Если консультативное наблюдение станет поводом для изъятия прав, под удар попадает каждый второй водитель.

В чем разница между диспансерным и консультативным наблюдением

Под консультативное наблюдение подпадают все пациенты, которые впервые обращаются за психиатрической помощью в государственные клиники. По сути, речь идет о добровольном лечении у психиатра, но при этом проверять, выполняет ли пациент назначения, и отслеживать его дальнейшую судьбу никто не будет. Он не обязан регулярно являться к врачу, сообщать о смене места жительства, корректировать терапию и т.д. Важно понимать, что даже консультативное наблюдение оставляет свой «цифровой след». Информация о нем будет видна в базах ГИБДД и МВД, что в дальнейшем может затруднить получение прав и разрешения на оружие. Данные видят сотрудники военкомата – и будут учитывать, принимая решение о призыве. Факт консультативного наблюдения осложняет поступление в некоторые вузы (обычно в структуры МВД и ФСБ, военные учебные заведения), а также прием на некоторые виды работ.

Диспансерное наблюдение более строгое. Ставят на него решением целой комиссии психиатров, в случае, если у человека установлен тяжелый психиатрический диагноз. При диспансерном наблюдении пациент обязан регулярно появляться на приеме, даже в случае, если его недуг находится в стадии ремиссии. Снять с диспансерного наблюдения могут, если человек полностью здоров. Либо в случае, если давно не было обострений, могут перевести на консультативное наблюдение.

«Что же получается? С одной стороны, мы говорим о социализации пациентов, о том, что надо внушить им не бояться общаться с психиатрами, стараемся помочь им пережить состояния, которые любой человек рано или поздно переживает. А с другой – отпугиваем их надзорной функцией психиатрии», – говорит она.

По словам доктора, грядущие нововведения руководство ей и ее коллегам описывало так. Когда человек приходит получать права и в его карте значится отметка от психиатра, даже если он был у него всего один раз, по его случаю будет созван консилиум. Только сообща медики смогут решить, годен он или не годен. Если на основе анамнеза вердикт вынести не удастся, пациента отправят в дневной стационар, чтобы там его состояние начали изучать с пристрастием. Как это будет происходить в реальности, узнаем совсем скоро. Окончательно «База данных болезней» (Федеральный регистр лиц с отдельными заболеваниями), в которой будут аккумулированы сведения о здоровье людей не только из государственных, но и из частных клиник, заработает с 1 марта 2026 года. Тогда же, вероятно, и сложится некая практика правоприменения.

Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?