Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

У Бога бездомных нет

Если мы сами не смогли помочь этим погибшим людям при их жизни, то теперь мы можем хотя бы молиться об их душах

В храме Косьмы и Дамиана в Шубине в Неделю о блудном сыне (3 марта) прошла панихида по бездомным, не пережившим последнюю зиму.

Такая панихида проходит в этом храме каждый год в начале весны. Настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов сказал корреспонденту «Милосердия.ру», что в этом году на эту поминальную службу пришло около тридцати бездомных, которые молились о своих погибших товарищах: «Для них эта панихида явилась большим утешением, подтверждением, что и о них будут помнить, если не дай Бог с ними что-то случится.

И для нас это тоже важно. Ведь если мы сами не смогли помочь этим погибшим людям при их жизни, то теперь мы можем хотя бы молиться об их душах. И наша панихида совпала с Неделей о блудном сыне, когда мы вспоминаем о Божием милосердии, о том, что никто из людей Им не забыт».


У Геннадия Николаевича, жителя Подмосковья, еще недавно была примерная семья. Они получили квартиру в новостройке, все работали. Но жена неожиданно заболела онкологией и умерла. Вдовец с горя запил. Однажды он очнулся на Курском вокзале: за плечо его тряс милиционер:
– Заработать хочешь?
Подвел к двум кавказцам, те предложили выпить. В водку было что-то подмешено, и Геннадий Николаевич словно потерял волю.
Кавказцы предлагают:
– Поедем в Дагестан.
Горемыка после зелья как котенок: все равно куда.
Набили такими, как он, двухэтажный автобус и пригнали на Кавказ на кирпичный завод. В рабство. Полпятого – подъем, пустой чай, работа. В десять – завтрак, в два – обед, в шесть – покурить, работа до десяти вечера. Потом предлагают выпить водки. Отказаться нельзя, смотрят с подозрением: «Ты что, не такой как все?» Можно, правда, было передать свою дозу другому. Геннадий денька три не попил, голова прояснела, собрал манатки и сбежал…


Охраны не было. Рабовладельцы не волновались: любой местный при встрече сдаст беглеца обратно. Но Геннадию повезло: на трассе остановился наш дальнобойщик, он был женат на дагестанке. Довез его до Махачкалы до вокзала и тысячу рублей еще дал на дорогу. На вокзале его заметил милиционер: «Чего это ты русский здесь один ходишь?». Кавказский пленник открыл представителю российской власти без утайки всю правду, рассказал, что сбежал с кирпичного завода. Что вы думаете? Местный милиционер стал звонить на завод:
– Действительно у вас такой-то работал и сбежал?
На заводе не стали отрицать, что работал. Но, слава Богу, прибавили, что им он обратно не нужен


Милиционер у него допытывается:
– Кто ты по профессии? Что умеешь делать?
Узнал, что сварщик, и сосватал к своему родственнику на огород тянуть водопровод. «Но тут, – отдает должное бывший узник, – все было по-честному». Когда все, что требовалось было исполнено, хозяин дал на дорогу денег, не много даже прибавил сверху и лично посадил на поезд. Так он вернулся на родину…


Валентину есть кого помянуть на сегодняшней панихиде: нескольких его знакомых бездомных – Петьку, Витьку, Мишку, Сашку – убили на улице. Сам Валентин приехал в Москву в 1991 году на заработки из Молдавии. Вкалывал дальнобойщиком. Потом украли паспорт и водительские права. Стал бомжевать. Без паспорта не принимают на работу. Восстанавливать документы нужно ехать в Молдавию, по дороге – три таможни. Без удостоверения личности не пропустят – замкнутый круг. Семья распалась. Жена не дождалась, вышла за другого, уехала в Италию. Надеется Валентин на помощь брата, который тоже осел в Подмосковье, пока же что есть, то есть…


У Натальи (слева) в чем-то похожая история. Только на заработки прибыла она с Брянщины. Здесь вскоре тоже украли паспорт. Она – штукатур, но без документов нельзя получить работу. А дома в деревне – брат и сестры, у всех свои семьи. Работы в деревне нет и без денег к ним не вернешься


Проживает Наташа у станции метро «Университет». Спит она на улице, под дверью у входа в подземку. В подъезды, по ее словам, заходить очень опасно: полиция выгоняет, или избивают жильцы. Одному парню недавно сломали руку, сбросили пинками с третьего этажа. «Но, – хорохорится женщина, – мы пытаемся найти выход из положения, стараемся не опуститься». И тоже надеется, что что-нибудь изменится


У Наташи несколько знакомых тоже погибли на улице. Замерз один парень, замерзла на трубах женщина, Оксана. Ей было около сорока. Мусульманин Анпил спустился в метро и скончался от сердечного приступа


А бездомных, как правило, даже не отпевают. Обнаруживают труп на улице, вешают номерок… И если у него не было знакомых среди «благополучных»… рассчитывать ему не приходится и на последнюю милость


Поэтому и инициирует с 2006 года организация «Друзья на улице» ежегодные панихиды «по бездомным, не пережившим зиму». Содействует им в этом храм Косьмы и Дамиана в Шубине.
На снимке: священник Петр Коломейцев поминает длинный список имен преставившихся бездомных.


Список бездомных для поминания о упокоении


Среди молящихся – «Друзья на улице»


Координатор «Друзей на улице» Светлана после панихиды приглашает всех присутствующих на поминальную трапезу


Столы накрыли прямо в храме. Наш «кавказский пленник» – крайний слева, сейчас он временно проживает в одном из адаптационных центров. За каждым столом среди не имеющих собственной крыши – волонтер из «Друзей на улице»


Эта женщина депортирована из Туркмении. Муж (лезгин) умер. Местные власти позарились на ее жилье и против воли посадили на поезд следующий до Москвы. Российские чиновники обещали содействие, но… пока «воз и ныне там»: два месяца живет здесь на одном из вокзалов, помогает, работает, за это ей позволяют ночью спать на диванчике


У Рафаила из Уфы (на снимке – справа) полтора месяца назад из нагрудного кармана рубашки украли на вокзале документы, обратный билет стоит полторы тысячи. Надеется, как потеплеет, добираться домой на электричках. У Рафаила среди знакомых бродяг тоже имеются потери: на платформе электрички зарезали друга Николая. Естественно, убийцу не нашли


Справа – Олег, воспитанник детского дома. Детдом (еще в Советское время) находился в Одессе, интернат – в Луганске, квартиру предоставили – по закону, как воспитаннику детдома – в Москве. Отсидел срок, жена вышла за другого, квартиру Олег жертвенно переписал на дочь, сам теперь проживает на улице. В бело-голубой рубашке – Николай, представитель «Друзей на улице». По субботам ребята берут приготовленную в офисе еду, находят бездомных, составляют им кампанию, кормят, становятся им на этот момент друзьями. Чтобы несчастные бродяги знали, что они – не одни, что в трудный момент их есть кому поддержать. Так как многие бездомные стеснительны, ребята информируют их о том, что документы им могут помочь восстановить в православной службе помощи «Милосердие»


Бездомные были искренно благодарны организаторам и устроителям за человеческое сочувствие и теплый прием


Следующая панихида ожидается через год…


…по тем, кто не переживет следующую зиму

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?